Двадцать третий день. Поучение 1-ое. Препод. Евфросиния, княжна Полоцкая
(О необходимости пожертвований на храмы).
I. Преп. Евфросиния, княжна полоцкая, память коей совершается ныне, по народному названию «Предслава», внучка полоцкого князя Всеслава Брячиславича и правнучка св. равноапостольного кн. Владимира, была воспитана в страхе Божием и отличалась красотою. Отвергнув предложенного ей жениха, она удалилась в женскую иноческую обитель, где приняла имя Евфросинии. Живя в затворе, она занималась списыванием книг и полученную за это плату раздавала нищим. Потом, следуя указанию свыше, она основала женскую обитель св. Спаса на месте, которое дал епископ. Сюда пришли к ней ее сестры, нареченные Евдокией и Евпраксией. Ревнуя о благолепии дома Божия, преподобная княжна построила в своей обители каменный храм, существующий доселе. Для нового храма она приготовила напрестольный крест с драгоценными украшениями. Он также цел доныне. Преподобная Евфросиния поселилась в тесной келье, подле храма, и отсюда слушала божественную службу. Находясь в родстве с греческими царями, Евфросиния выпросила у императора Мануила Комнина и патриарха цареградского Луки Хризоверга находившуюся в Ефесе икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукою. Икона, великолепно ею украшенная, стоит доныне в Торопецком соборном храме. Потом она исполнила давнее свое желание – посетить святыя места Палестины. Вверив свою обитель сестре своей Евдокии (в мире Градиславе), она отправилась на восток, посетила Царьград и другие святыя места востока. Наконец, водворившись в Иерусалиме, в русском монастыре Пресвятыя Богородицы, она ходила отсюда на поклонение гробу Господню и в другие места. В обители русской она занемогла и, после 24-х дней болезни, мирно отошла ко Господу 23-го мая 1173 года. Тело ея, по ее завещанию, было погребено в Иерусалиме, в обители преподобного Феодосия, а при завоевании Иерусалима Саладином, в 1187 году, оно перенесено в Россию и нетленно почивает в киевских пещерах.
II. Из жизни препод. Евфросинии мы видели, возлюбленные братия, что она весьма заботилась о создании и благолепии храмов Божиих. Давно существующая в одном из самых древнейших русских городов – городе Полоцке – женская Спасо-евфросининская обитель с каменным, удивительно прочным, сохранившимся много столетий храмом во имя Спасителя, построенным препод. Евфросиниею, служит наглядным памятником ее св. любви к храмозданию.
Пример преподобной Евфросинии, княжны полоцкой, побуждает и нас, братия, принимать участие как в храмоздании, так и в пожертвовании на храм и его нужды, которые часто бывают весьма настоятельные и неотложныя.
Храмы Божии суть места особенного присутствия Божия, училища веры и благочестия, места молитвы и благодатного освящения верующих во Христа. Построение этих зданий и поддержание их в порядке, приличном высокому назначению их, требует больших материальных средств. Где же их взять? Их могут и должны дать верующие, для которых они устроены.
а) Не думайте, что это лежит только на обязанности служащих церкви или людей состоятельных; нет, – это долг каждого верующаго, в каком бы состоянии он ни находился. Иисус Христос на земле жил в такой бедности, что не имел где главу приклонить, однако и Он дал на храм установленную законом дань. Этот пример да убедит каждого из нас считать своим непременным долгом жертвовать из своих средств на поддержание храма Божия.
б) Многие говорят, что храм Божий не имеет надобности в богатой утвари, что от внешних средств не зависит его достоинство. Но припомните, братие. что Сам Господь Иисус Христос как ни беден был, а для совершения таинства евхаристии избрал горницу велию постлану, или украшенную. Если мы для себя устрояем великолепные жилища, богатыя одежды и драгоценную утварь в доме, то можем ли отказать Своему Творцу и Спасителю в том, в чем себе не отказываем? Царь Давид стеснялся жить в новом кедровом доме, когда ковчег завета помещался в старой палатке. Он устроил для хранения святыни новую скинию, а сын его Соломон построил великолепный храм Господу. С нашей стороны было бы неизвинительно, если бы мы – новый Израиль – уступали в усердии ветхому Израилю, и притом в таких незначительных вещах, как наши земные сокровища. Благодарение Господу, в нашем православном государстве нет недостатка в великолепных храмах. Их создало усердие наших предков и поддерживает благочестие их потомков. Но этим не может ограничиваться наша попечительность о них. Для совершения таинств нужны церковные облачения, священные сосуды и другие необходимые предметы. Сверх того – потребно вещество для таинства, для освещения, каждения; нужны доброгласные певцы и чтецы, иереи и диаконы, и множество других лиц, на обязанности которых лежит совершение Богослужения, со всем подобающим святому делу велелепием, поддержание чистоты и порядка как вне, так и внутри храмов. Все это требует материальных жертв со стороны верующих.
в) Нужды нет, что жертвы наши на храм бывают иногда самые ничтожные или, как обыкновенно говорят – копеечныя. Важно здесь не количество жертвы, а ее качество, то расположение сердца, с каким эта жертва приносится. Бедная вдова, как вы знаете из евангелия, положив всего две лепты – две самые меньшие монеты – по суду Христову признана вложившею в церковную кружку больше, чем все богатые, дававшие от избытков своих. Поэтому не смущайтесь, братие, материальною скудостию своей жертвы: восполни ее добрым расположением духа, любовию к Господу, и Он примет ее в Свой пренебесный жертвенник и воздаст за нее сторицею небесными благами. Ты уделил частицу из своих сокровищ на устройство и благолепие Его дома, а Он введет тебя за это в небесные обители. Ты освещаешь во мраке ночи лик Его, а Он душу твою озарит светом веры и добрых дел в земной жизни, а когда тебе придется проходить сень смерти, Он и тогда просветит путь твой. Ты украшаешь здесь иконы и престол Его благолепными ризами, а Он в будущей жизни облечет тебя ризою спасения и введет тебя в царство Свое. Если Иисус Христос обещал награду за чашу студеной воды, поданной во имя ученика Его; то тем более ущедрит того, кто принесет жертву для Него, или во имя Его.
III. Итак, пусть не оскудеет рука дающего на храмы Божии: он и в этой жизни удостоится благоволения Божия, и в будущей жизни будет вознагражден сторицею. Аминь.
29 мая 1896 г