Двадцать шестой день. Поучение 1-е. Обретение мощей преп. Нила Столобенского
(О пользе св. причастия).
I. Св. препод. Нил, обретение св. мощей коего ныне празднуется, называется Столобенским, потому что подвизался на Столобенском острове озера Селигера, находящегося в 7 верстах от г. Осташкова. Он родился в Новгородской области и в юных летах оставил мир и постригся в Крыпецкой обители, в Псковской области. Избегая славы, удалился из обители в уединенное место на реке Черемхе, в Ржевском уезде. Здесь был ему голос свыше: «Нил, иди на озеро Селигер, там на острове Столобенском можешь спастись». Обрадованный Нил стал расспрашивать об указанном месте и, узнав, где находится озеро и остров, отправился туда. Здесь, в семи верстах от города Осташкова, на острове, он выкопал землянку в горе, провел в ней зиму, а на следующий год поставил хижину и часовню. Когда на озере поднималась буря и Нил видел с горы рыбачьи лодки, носимые по волнам, он молился Богу о спасении несчастных. Рыбаки, узнав о пустыннике, стали приносить ему рыбу. Летом являлись к нему посетители, прося его молитв и советов; осенью и зимой никто не приходил сюда, и Нил жил совершенно одиноким. Однажды пристали к острову разбойники и, полагая, что старец скрывает в своей келье какое-нибудь сокровище, стали его расспрашивать о нем. Нил отвечал: «все мое сокровище в углу моей кельи». Разбойники бросились туда: там сиял образ Пресвятыя Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники, пораженные необычайным светом, ослепли и упали ниц. Исцеленные молитвою Нила, они, с тех пор, жили благочестиво. Прожив 27 лет на острове в молитве, трудах и помыслах о Боге и о будущей жизни, Нил, наконец, почувствовал приближение смерти и стал просить Бога сподобить его, пред смертию «причастия святых Таин». Господь услышал молитву его. На остров прибыл Сергий, игумен Никольской обители, и преподал Нилу святыя Тайны. Нил предсказал ему, что чрез сорок лет после его кончины воздвигнется на острове церковь. На другой день Сергий с братиею снова приехал на остров, но застал Нила уже умершим и предал его тело погребению. Чудеса, совершавшиеся от тела его, стали привлекать сюда богомольцев и, наконец, два поселившиеся на острове монаха построили здесь деревянную церковь Богоявления Господня. При царе Алексее Михайловиче, при создании новаго, каменного храма, тело преподобного обретено было нетленным и в 1671 году внесено в новый храм. Память обретения мощей его празднуется 27 мая.
II. Между многими уроками благочестия, которые предлагает нам жизнь препод. Нила, остановимся на одном. Препод. Нил, несмотря на свою благочестивую жизнь, молил Господа удостоить его причащения св. Христовых Таин. Молитва его, как мы знаем, была услышана. Если «он сознавал, что св. причастие бывает полезно для христианина», то во сколько раз больше мы, грешные и недостойные, должны сознавать эту св. и душеспасителъную истину!
Великую пользу получает человек от причащения Христовых Таин.
а) Польза эта начинается еще пред причастием. Каким же образом?
Как заря предшествует восходу солнца, так покаяние искреннее должно предшествовать приходу Христа в души наши, или, что то же, принятию святых и страшных Таин Тела и Крови Христовой. В это время душа грешника делается легкою, чистою, светлою от слез умиления, а более от благодати Божией, вземлющей и потребляющей греховные скверны кающегося. «Аще будут греси ваши», говорит Бог кающимся грешникам, «яко багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю» (Исаии 1, 18), т.е. как бы грехи наши ни были велики, но если мы принесем в них чистосердечное покаяние, то Бог прощает нас, и творит души наши чистыми: от чистоты же душа делается крепкою, веселою, склонною и способною ко всякому доброму делу. Вот что должно предшествовать принятию святых Таин, то есть перемена жизни из худшей на лучшую, а это, очевидно, весьма полезно человеку.
б) Неоспоримо, что достойное приготовление к принятию святых Таин весьма полезно; но несравненно полезнее самое принятие святых Таин, «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:56), говорит Иисус Христос. Следовательно, приемлющий святыя Тайны приемлет в себя Самого страшного и вместе всеблагого Бога. А от сего ощутительного водворения Бога в человеке таинственная, Божественная сила, разливаясь по телу и душе, производит многочисленные духовные блага: укрощает страсти, просвещает и освещает душу, успокаивает и веселит сердце, возбуждает ревность к добродетели, любовь к Богу и ближнему соделывает сильнее, живее; утверждает надежду на получение блаженства в вечности, словом, обновляет, перерождает человека и делает его истинно счастливым.
От достойного принятия святых Таин люди становятся подобными ангелам, по чистоте мыслей и доброте воли.
в) Впрочем, святое причастие полезно не для одной души, но и для тела. Случалось, что от принятия св. Таин выздоравливали больные, которым никакое человеческое лекарство не могло подать пособия. Григорий Богослов упоминает о сестре своей, что она, быв больна и не получив никакой пользы от лекарств, приняла с особенною верою святыя Тайны и сделалась здоровою.
г) Кроме сего, когда мы приобщаемся святых Таин, тогда злые духи не дерзают вредить нам своими кознями. В одной из книг церковных упоминается, что один святой спрашивал у злых духов: чего они более всего боятся в христианах? Злые духи отвечали: «того, что вы едите, т.е. святого причастия. О, если бы честно соблюдали христиане то, что они вкушают в причастии, то они были бы неприступны для козней наших» (Кормч. часть 2-я, гл. 68). Вот какова сила святых Таин! Посему весьма полезно почасту приобщаться тела и крови Господа нашего Иисуса Христа.
III. Воспользуемся, христиане, безценною драгоценностию, по крайней любви Божией нам подаваемою! Будем охотно, с радостию приближаться к трапезе, Господом Христом нам предлагаемой. Не говорите, что мы грешны, и потому не смеем приступить к трапезе Господней, не смеем приобщиться святых Таин. Потому-то и должны приобщаться, что мы грешны, ибо святыя Тайны суть лекарство против грехов, а лекарства сего «не требуют здравые, но болящие»: Иисус Христос «не пришел призвать праведники, но грешники на покаяние» (Мат. 9, 12, 13). Посему, чем мы грешнее, тем чаще должны принимать святыя Тайны, по надлежащем приготовлении. Аминь.
2 июня 1896 г.