Двадцать седьмой день. Поуч. 1-е. Препод. Тит Печерский
(Уроки из его жизни: а) друзей должно избирать с осторожностью; б) должно возможно скорее примиряться с ближним и в) всегда помнить, что смерть может подкрасться неожиданно).
I. В конце 12 столетия в Киево-Печерской Лавре, как писал очевидец блаженный Симон, жили два брата по духу: священник Тит, память коего совершается ныне, и диакон Евагрий; они были друзья и любили друг друга. Таковыя добрыя отношения монахов неприятны были одному лишь ненавистнику добра – диаволу. Он посеял между ними такую вражду и ненависть, что бывшие друзья не могли видеться; со гневом на сердце и молились, и служили Богу. Братия пытались примирить их, но не могли. Но вот сам Бог вразумляет грешника. Священник Тит сильно заболел и, не имея надежды на выздоровление, начал горько плакать о своем грехе (т. е. о ненависти к диакону). Желая примириться с врагом своим Евагрием, он звал его к себе. Евагрий не только не пошел к больному, но начал вновь злословить и поносить его обидными укоризнами. Братия монастыря, видя Тита умирающим, насильно привели диакона к постели. Больной с трудом поднялся, упал к ногам Евагрия и со слезами говорил: «прости меня и благослови». Тот отвратился от больного и произнес: «не хочу прощаться с ним ни в этом, ни в будущем веке». Сказав это, гордый и злобный Евагрий вырвался из рук державших его иноков. Но тут произошло нечто необычайное – Евагрий упал бездыханен, будучи до сего часа совершенно здоровым. Злоба так исказила тело его, что нельзя было ни рук согнуть, ни уст и очей закрыть. А больной Тит в то же время встал с постели здоровым. «Что было с тобою?» спросили его братья.
– «Я видел прежде ангелов, отступивших от меня и сетующих о душе моей; а темные духи были в восторге, что в гневе я не прощал брата. И пожелал я просить Евагрия о прощении. Как только привели его ко мне, я увидел ангела с пламенным копъем, которым он ударил не хотевшего простить меня, и диакон пал мертвым, а мне (ангел) подал руку и исцелил меня».
II. Какое наставление извлечем, братие, из слышаннаго? Не одно, а три.
а) Первое: каждый избирай себе друга не торопясь и осторожно, обдуманно, как и советует Иисус сын Сирахов: если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании, и не скоро вверяйся ему (VI, 4). А если замечаешь в друге измену, то удались от него без ссоры, не открывая вверенной тебе тайны. Иначе вместо дружбы возникнет ненависть и злоба, по действию врага, как у Тита и Евагрия.
б) Второе: если начнется ссора и брань, то старайся прекратить их возможно скорее, в самом начале, искренним примирением с врагом, простив от души все его обиды.
К прощению обид побуждает нас и заповедь Спасителя, повелевшего любить врагов наших, блалословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящих нас и молиться за обидящих (Мф.5:26). К тому же побуждает нас и польза души нашей. Припомним, братие, слово Самого Господа Иисуса Христа: аще отпущаете человеком согрешения их, и Отец ваш небесный отпустит вам согрешения ваша.
Вы скажете: тяжело прощать обиду, трудно ее забыть? Будем уверены, слушатели, – Кто учит прощению обид и молитве за врагов, Тот силен помочь нам и в этом спасительном деле. Будем только молиться усердно о том, чтобы Господь помог нам безропотно претерпеть обиды и дал силу душе нашей простить врага нашего и полюбить его, как брата нашего во Христе, который не сам собой, но по действию врага нашего спасения, диавола, сделал нам зло.
в) Третий урок, который можно извлечь из жизни препод. Тита печерского, состоит в том, что нужно всегда помнить о том, что смерть может неожиданно постигнуть всякого человека, как это случилось с диаконом Евагрием.
Случалось, люди умирали совсем неожиданно, наприм. в день своей свадьбы, или от ничтожной по-видимому причины.
Военачальника Сисару застигла смерть на постеле;
Амнона, сына Давидова, после угощения вином в кругу родства.
Один спрашивал: «который час», и – пока справлялись о часах, он уже умер.
Другой читал собственную речь к гостям, которые только что собрались к нему на вечер в имянины, и – пал на пол мертвым.
Дабы не забыть о необходимости приготовляться к смерти, некоторые святые особенным образом возбуждали в себе живую память о смерти. Так, напр., блаж. Иероним держал пред глазами своими череп человеческий.
Другие заживо делали себе гроб (св. Тихон Задонский и многие) или выкапывали себе могилу (на Афоне), и по временам ложились на ночь в эти могилы. Словом, одна минута отделяет человека от смерти.
Как же после этого не опасаться ее и не готовиться к ней? Обыкновенно, молодые отлагают мысль о смерти и приготовление к часу смертному до старости. Но если они свое приготовление полагают в покаянии (как и следует): то откладывать это дело слишком непрочно для успеха дела. Кто до 60 и 70 лет не жил с Богом, кто совсем не был знаком с христианскою жизнью: тому как трудно вдруг наставить себя по духовному!
Высоко назидательно говорит о неожиданности смертного часа святитель Димитрий Ростовский.
«Многие, говорит он, отойдя ко сну ночному, уже не просыпались, их находили мертвыми, и делался для них сей сон смертию, а ложе ночное – гробом! Многие, встав от сна ночного и встретив день, до следующей ночи не дожили и умерли. Пирует царь халдейский Валтасар с вечера, и уже довольно навеселе, и вот появляется чья-то рука, которая загадочными словами пишет на стене суд смертный на пирующего царя – и он был убит в ту же ночь. Знал ли он, что так скоро наступит час смерти его? О сколь безвестен час смертный! Господь увещевает нас: будите готовы, бдите и молитеся, не весте бо, когда время будет». (Из твор. Дим. рост.).
III. Молитвами препод. Тита печерского да поможет нам Бог запечатлеть навсегда эти уроки в нашей памяти! Аминь.
4 марта 1896 г