Двадцать девятый день. Поучение 1-ое. Св. муч. Феодосия
(Христианское утешение при смерти любезных нам).
I. Ныне прославляемая св. муч. Феодосия родилась в гор. Тире и воспиталась среди благочестивой семьи. Ей было 18 лет, когда началось последнее гонение на христиан в Кесарии палестинской. Несмотря на свою молодость, она уже имела твердую веру в сердце своем. Неустрашимо посещала она мучеников за веру, томившихся в заключении, и однажды, когда исповедывавшие Христа находились в судилище правителя Урбана, она подошла к ним, поклонилась и упросила помянуть ее, когда они будут перед Богом... За это схватили ее, избичевали все тело и бросили в море. Это было в 308 г.
В ночь после мученической своей кончины, Феодосия явилась в сновидении своим родителям, в сиянии славы, и утешала их, уговаривая не скорбеть о ней, ликующей в царствии Божием.
Мощи св. Феодосии были перенесены впоследствии в Константинополь, и частицы их находятся на западе в разных местах.
II. Св. Феодосия, явившаяся после своей смерти в сиянии славы для утешения скорбевших о ней родителей, которых она без сомнения и утешила, напоминает нам о той истине, что христианин, теряя близких и дорогих своему сердцу людей, может иметь духовное утешение в своей скорби.
Это утешение мы получаем от христианской веры.
а) Наша вера ясно говорит, что Сам Бог дает всем живот, что о «Нем живем и движемся и есмы» (Деян.17,25,28), что Он «мертвит и живит» (1 Царст. 2, 6), и что «ни едина от птиц падет на земли без воли Отца нашего; нам же и власи главнии вси изочтени суть» (Мф.10:29-30). А из этих слов ясно видим, что именно Бог дает любезных нашему сердцу, когда они рождаются; что Бог же и берет их от нас, когда они умирают, и что без Божией воли или без Божия попущения никто из людей ни рождается, ни умирает.
Но ежели дорогих нашему сердцу берет у нас, как должно нам твердо веровать, Сам Бог; то их взимание, как бы они ни казались нужными – для нас ли, для своего ли семейства, или для занимаемого ими в обществе места и звания, всегда должно быть следствием величайшей Божией любви к нам и к ним, – ибо можем ли думать, что Бог не продлил бы их жизни, если бы она была необходима для нас или для них? Неужели Он взял их для того, чтобы, например, не дать им времени для покаяния и исправления своей жизни? Неужели Он взял их для того, чтоб изранить наше сердце и тешиться нашими слезами? – Безумно было бы так думать о Господе Боге! Господь, милосердие Коего беспредельно, есть Отец человеков.
б) В самом деле, человек, смерть которого оплакиваем, оставшись в живых, мог подвергнуться какой-нибудь весьма несчастной участи, например, весьма продолжительной тяжкой болезни, при которой смерть была бы и для него и для нас величайшим «благодеянием». И Бог, Который видит в будущем все так же ясно, как в настоящем, не оказывает ли нам величайшую любовь, если заблаговременно отнимает у нас любезного нам, избавляя его от несчастия, которое может быть ввело бы его и нас в какие-либо грехи, и лишило бы вечного блаженства.
Также, не могло ли случиться, что человек, смерть которого оплакиваем потому, что он был для нас весьма любезен или нужен, впал бы, продолжая жить, в нечестивую жизнь и сделался бы для нас и для своего семейства соблазном и стыдом, а себе самому приготовил бы вечную погибель? Безчисленные примеры вполне доказывают, что это, к несчастию, весьма возможно. Царь Соломон восшел на престол отца своего Давида с прекраснейшим сердцем. Он живо чувствовал нужду в непрестанной помощи всемогущего Мироправителя Бога, и дабы управлять народом своего царства по Его святой воле, он от всего сердца молился Ему о мудрости и силе. Бог с особенным благоволением призрел на его молитву, и даровал ему такой разум, какого не дал ни одному из людей ни прежде, ни после него. Но этот Соломон, который в цветущих летах своей жизни был так умен, так любил Господа, и так верно ходил правыми стезями Давида свят. отца своего, в преклонных летах впал сперва в гнусное сладострастие, а потом в самое постыдное идолопоклонство. Так глубоко могут падать даже лучшие и умные люди!
Но что произошло с Соломоном, то, или нечто подобное, могло произойти с теми или другими дорогими или нужными нам людьми, если бы Господь Бог заранее не взял их из сей жизни в жизнь другую. Посему весьма благодетельно, что Господь взял их к Себе, прежде чем они могли потерять свою душу и погибнуть. Нам должно благодарить Бога за то, что Он воззвал их к Себе, а не грешить своими жалобами на Его премудрое о нас попечение.
в) Кроме сказанных утешений касательно смерти любезных нам людей, наша св. вера доставляет нам новое утешение, а именно то, что мы расстаемся с ними не навсегда, что по смерти увидимся с ними снова, и что тогда будем уже неразлучны. Иисус Христос ясно сказал: «грядет час, егда вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут» (Ин.5:25). Настоящая жизнь вообще весьма коротка, она пройдет весьма скоро, – а потом Господь воскресит, в Свое второе пришествие, и всех нас, в какое бы кто время ни умер, так что и все мы, как говорит св. апостол, «мертвии о Христе и живущии оставшии, купно восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (Солун. 4, 16, 17). В то время все снова увидим друг друга, и чем больше была наша любовь, чем горестнее чувствовали мы временную разлуку, тем больше, при новом свидании, будем чувствовать радости.
III. Итак, вечное благодарение небесному Отцу за приведение нас во свет нашей веры, которая вполне нас удостоверяет, что любезных нашему сердцу берет у нас Сам Он; что Он берет их у нас не по чему иному, как по Своей любви и премудрости, в истинное благо им и нам, и что по прошествии некоторого, во всяком случае очень не длинного времени, мы увидимся снова, и уже не будем бояться никакой разлуки! Вечное благодарение небесному Отцу за такие для нас весьма утешительные истины! Аминь.
4 июня 1896 г