Двадцать восьмая Неделя по Пятидесятнице, святых праотец
Дорогие братия и сестры! Мы всегда ученики, обучающиеся в Божией школе праведности. Для того мы и имеем самый дар жизни, чтобы делаться все лучше и лучше.
Сегодня, в предрождественскую Неделю праотцев, Святая Церковь поставляет перед нами учителями святой жизни предков по плоти Господа нашего Иисуса Христа, живших в первобытные и ветхозаветные времена. Одна, общая всем этим праведникам черта выступает в их духовном состоянии – это хранение и развитие ими способности молиться Богу. Например, о Енохе известно, что он, по библейскому выражению, ходил... пред Богом. Праотец Ной также был человек праведный и непорочный в роде своем. Авраам заповедал дому своему... ходить путем Господним. О Давиде пророке сказано, что он из глубины взывал ко Господу и слезами омывал постель свою ежедневно. Таковы и прочие праотцы.
Все они одинаково были ревнителями молитвы, способными молиться горячо, сердечно и в молитве почерпать для себя силу к праведной жизни.
Земные сокровища мы оберегаем, стережем. Так и для оберегания способности молитвы существует своя духовная стража: это покаяние, сокрушение и смирение сердца, незлобие и прощение обид. Счастлив имеющий способность пребывать в молитве и получать от Бога незримое укрепление.
Жизнь показывает, насколько нужно иногда в момент горя утешение Божие и единение с Ним. Тогда веселие земное противно, слова даже искреннего человеческого участия тягостны. В самораздирании мыслей и чувства внутри скорбящего возникает определенная потребность только одного божественного приближения и умиротворения в Боге.
Подобные моменты ярко показывают, как драгоценно для каждого из нас развитие в себе способности пребывать в молитвенном единении с Господом. Поэтому в мирные дни своей жизни лучше всего и удобнее упражнять душу в молитвенном обращении к Богу. Через это корабль души нашей будет вводим высшей силой в гавань тишины и покоя, засыхающий сад наших духовных переживаний будет оживляем росою благодатного влияния.
При навыке молиться не страшна и самая смерть, так как в ужасный час разрыва души с телом от любителя молитвы неотлучен Утешитель Святой Дух. Он вдыхает в умирающего силу своего оживления и разгоняет в нем предсмертную гнетущую тоску.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин передает трогательный рассказ о способности молиться в час смертный.
Некоему старцу Иоанну, эконому одного монастыря в скитской пустыни близ Ливии, неизвестный благодетель однажды прислал в дар невиданные здесь смоквы. Авва Иоанн призвал двух послушников, молодых людей, и поручил им отнести редкостные в пустыне фрукты одному больному отшельнику, жившему за восемнадцать миль от Иоаннова монастыря во внутренней пустыне. Юноши пошли по указанию. Вдруг нашло на них темное облако, поднялся песчаный ураган, они сбились с пути и начали блуждать по пустыне.
Ходили ночь, день следующий и наконец, окончательно изнурившись от ходьбы, голода и скорби, почувствовали близость смерти. Перед кончиной они встали на колени, стали молиться Богу и в таком состоянии предали Ему свои души.
Ввиду долгого отсутствия послушников монахи пошли их искать и нашли обоих мертвыми, стоящими на коленях в молитвенном положении. Смоквы нетронутыми лежали около них на песке. Они предпочли умереть с голода, чем утратить непослушанием способность молиться в предсмертный час.
Опремся и мы в земной жизни, как на жезл страннический, на благодать молитвы. Будем беречь ее смирением, покаянием и незлобием и под сенью ее станем совершать свой жизненный многотрудный путь, всегда подкрепляясь и утешаясь в Господе нашем. Аминь.