Двадцать восьмая неделя по Пятидесятнице. О благодарности Богу. 1960 г.

Двадцать восьмая неделя по Пятидесятнице. О благодарности Богу. 1960 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, ныне нашему вниманию предложено весьма назидательное евангельское повествование о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом десяти прокаженных. Евангелист Лука повествует, что когда Господь направлялся в Иерусалим, то при входе в одно селение Его встретили десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17,12—19).

Дорогие братия и сестры, настоящее Евангелие учит нас об обязанности христиан благодарить Бога за все Его к нам неизреченные щедроты. О неблагодарных Господь сказал: как они не возвратились воздать славу Богу? Благодарность — это чувство, вложенное в нас Богом. Подвигаясь этим чувством, мы выражаем благодарение, признательность лицу, которое нам сделало какое-либо доброе дело. Неблагодарность и перед человеками есть самый грубый и нетерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет нас к благодарению своего благодетеля. И бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность к благодеющему им человеку. Если наша природа влечет нас выражать благодарность человеку, оказавшему нам свое благодеяние, то во сколько раз больше мы должны выражать благодарность Богу, от Которого все получаем!

Все, что дают нам люди, — дают не свое, но Божие даяние, ибо всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Кроме того, человеческие милости по сравнению с милостями Божиими — ничто. Божии милости бесконечны, а человеческие милости ничтожны. Господь есть наш Творец и Создатель, от Него мы получили свое бытие, жизнь нашу. Он сотворил наше тело. Он вдохнул в нас бессмертную душу, которая животворит наше тело. Он даровал нам разум, которым мы отличаемся от неразумных животных. Он даровал нам свободную волю, которая нас делает самовластными в наших действиях. Он даровал нам сердце, способное наслаждаться дарами благости Божией и испытывать счастье, радость и блаженство в жизни. Господь Бог есть Промыслитель и Хранитель наш. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое согревает и освещает нас, увеселяет нас. Он благотворит нам, с небесе нам дожди дая и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша (Деян. 14, 17). Он заповедал земле произращать многоразличные плоды, которыми питается и укрепляется наше тело, и заставляет нам служить многоразличные роды животных. И горы, и моря, и реки, птицы, рыбы, земля, воздух — все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению. Его божественная присносущная сила поддерживает нас и хранит нашу жизнь среди всего враждебного нам в мире. Им мы живем и движемся (Деян. 17, 28). Не чувствовать всех этих неисчислимых благодеяний Божиих значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно бесчувственным камнем и безжизненным человеком.

Но этого мало. Любвеобильный Отец Небесный тако возлюби... мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй вонь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что восприял на Себя грехи рода человеческого, воплотился и вочеловечился для спасения нашего, нас ради претерпел уничижения, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и поносную смерть со злодеями, пролил за нас кровь Свою и положил душу Свою. Единосущный Отцу и Сыну Дух Святый так возлюбил нас, что не гнушается нечистотою нашею, нисходит на нас, оживляет нас, мертвых прегрешеньми, освящает нас, скверных и нечистых. Сколько раз мы оскорбляли любовь Божию грехами нашими, неправдами нашими, беззакониями нашими, но Он не только не погубляет, но милует и щадит нас, не лишает даров Своей благости, долготерпеливо ожидая нашего обращения и покаяния, не хотя, да кто погибнет, но да ecu в покаяние приидут (2 Пет. 3, 9). Если после этой бесконечной благости и милосердия Божия я остаюсь неблагодарным пред этой любовью Божиею, вменяю ни во что пролиянную за меня кровь Сына Божия, оставляю в небрежении неоценимую благодать Духа Божия, чего достоин я, как не конечного отвержения от лица Божия и вечного осуждения и мучения!

Поэтому все наше существо, вся наша жизнь, наша природа, наше счастье в настоящем и будущем веке требуют, чтобы мы не оставались бесчувственными к благодеяниям Божиим, неблагодарными пред Его благостью и милосердием, не оскорбляли Его правды и святости своим нечувствием и неблагодарностью. Что же мы воздадим Господеви о всех яже воздаде (Пс. 115, 3) нам? За бесконечную Его к нам любовь не иным чем можем мы воздать Ему, как искренней, вседушевной любовью к Нему. Другого ничего от нас и не требует Господь наш: возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию Твоею: сия есть первая и большая заповедь (Мф. 22, 37, 38), сие сотвори и жив будеши (Лк. 10, 28).

Итак, искренно благодарен Господу за все неисчислимые и неизреченные благодеяния Его тот, кто любит Его всем сердцем своим, кто не пленяет своего сердца плотскими страстями, кто готов все плотское, земное, принести в жертву во славу имени Божия за веру и благочестие христианское, за честь Евангелия и креста Христова, не пощадить и собственной жизни за возлюбившего нас Господа. «Кто отлучит нас о т любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? — говорит святой апостол Павел. — Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 35, 37).

Помня всегда благодеяния Божии, мы должны всегда за все прославлять Его святое имя, и эта наша благодарность Господу должна выражаться в возношении к Нему молитвы благодарения, молитвы искренней, сердечной и чистой. И на благодарного человека Господь взирает с благоволением и любовью, исполняет его благие прошения и ниспосылает новые милости. Неблагодарность же наша свидетельствует о черствости и грубости нашего сердца, о непамятовании и непонимании нами благодеяний Божиих, о недовольстве своим положением и о других пороках нашей души. И мы, грешные, какому человеку больше милости оказываем: тому ли, который ценит наше добро и благодарит за него, или тому, который к благодеяниям нашим относится невнимательно, а то и совсем пренебрежительно? Конечно, первому. И Господь неблагодарных людей лишает Своих милостей.

Итак, дорогие братия и сестры, не будем забывать всегда благодарить Господа за Его великие милости и благодеяния к нам, грешным, в особенности за милости духовные, за прощение и очищение наших грехов и беззаконий, за все дары благодати Божией, за надежду спасения, данную нам Иисусом Христом, Господом нашим. Благодарите и за самые невзгоды и напасти житейские, за самые страдания и печали, ибо и они — милость нам от Господа, Который, по неложному слову Своему, многими скорбями нашими ведет нас в Царствие Божие (см.: Деян. 14, 22). Аминь.

Наверх