Двадцать четвертый день. Поуч. 1-ое. Преп. Еразм Печерский
(Будут ли награждены оть Бога те, которые жертвуют что-либо на устроение святых храмов?)
I. Некоторые из христиан много жертвуют на устройство или украшение храмов Божиих, но при этом сомневаются – будет ли им за это награда от Бога или нет, и думают: не лучше ли бы деньги, употребленные на храм, раздать нищим, и примет ли Бог их жертву? – Что сказать таковым? Скажем, что и сие подобает творити и онех не оставляти; т. е. хорошо помогать и нищим, но также хорошо жертвовать и на украшение храмов Божиих. И как несомненно то, что первое не будет забыто Богом, так равно также несомненно и то, что и за последнее наградит Он. Скажут: чем это последнее можно доказать? Отвечаем: во 1-х, тем, что церковь Божия каждый день молится о плодоносящих и добродеющих во св. храме Божием, и каждый день вопиет: освяти любящих благолепие храма Твоего; а молитва церкви всегда сильна пред Богом; а во 2-х, можно доказать и тем, что в житиях святых находим указания на то, что Господь и Царица небесная устроителям и украсителям храмов Божиих являли с своей стороны особенную любовь и милосердие. Одно из таковых указаний для вашего назидания, братие, мы и намерены привести в настоящий раз.
II. Преподобный Еразм, инок печерский, память коего св. церковь совершает ныне, был до иночества человеком богатым. Когда же сделался монахом, он пришел к мысли, что иноку не должно иметь богатства и, по любви к благолепию дома Божия, решил употребить его на украшение церковное и многия иконы в церкви печерской обновил золотом и серебром. Он сначала проводил благочестивую жизнь, но потом пал после следующего искушения: когда он истратил все свое имущество на украшение церкви, то знакомые стали презирать его, как бедняка, а диавол явился с кознями. Он стал влагать Еразму мысли, что он напрасно иждил на храм имение свое, что награды ему за то от Бога никакой не будет, и что он лучше бы сделал, если б роздал имение свое нищим. Еразм принял к сердцу внушение диавольское и, принявши, впал в отчаяние и стал проводить жизнь во всяком небрежении и лености. Но вскоре Бог вразумил его. Еразм впал в жестокую болезнь и лишился языка и зрения, и семь дней оставался по-видимому в безнадежном состоянии. На восьмой день собрались к нему иноки и, видя его страдальческое положение, говорили: «горе, горе душе его! Так как он жил в лености и грехах, то вот за это и мучается». Когда они говорили так, вдруг Еразм, к общему изумлению, встал с постели совершенно здоровым и потом, седши, сказал: «подлинно, отцы и братие, я таков, каким вы меня считаете, и жил без покаяния, но вот что со мною случилось: сегодня явились мне преподобные Антоний и Феодосий и сказали: мы за тебя молились Господу и по нашим молитвам Он даст тебе время на покаяние. Потом я увидел Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках и множество святых с Нею. И Владычица сказала мне: «Еразм, Поелику ты украсил церковь Мою иконами, то и Я украшу тебя и возвеличу славою в царстве Сына Моего. Нищих всегда имеете с собою, церкви же Моей не имели. Итак, возставши, покайся и прими великий ангельский образ; в третий же день я возьму тебя чистым к Себе». Сказав это, Еразм начал открыто пред братиею исповедывать грехи свои, и за тем пошел в церковь и здесь был пострижен в схиму. На третий день после сего он скончался (Ч.-М. февр. 24 д.).
III. Итак,, любящие благолепие дома Божия, не беспокойтесь: ваши жертвы, которые вы делаете на храмы святые, – не пропадут. Господь видит их, и оне, как вы могли убедиться из сейчас приведенного примера, приятны Ему, и несомненно за них и вам Он явит Свое милосердие, как явил его чрез Свою Пречистую Матерь и святому Еразму. Да и может ли быть иначе? Вы украшали храм Божий для Бога: а за Богом может ли что пропасть? И может ли Он остаться у кого в долгу? Очевидно нет; ибо Тот, у Которого в руках богатство и слава всего мира, не может остаться в долгу у кого-либо из нас, и несомненно поэтому и освятит и прославит, т. е. вознаградит и тех, которые, по любви к Нему, любят и благолепие дома Его и, по той же любви, плодоносят и добродеют в нем. И заметьте еще и то, как вознаградит: вот что говорится в заключении жития Еразма: «украшение церкве Богу угодно есть и в лике святых вчиняет». Слышите ли? Богу угодно благоукрашение св. храмов и в лике святых Он за сие вчиняет! После сего нужно ли еще убеждать вас в благотворности для вас же ваших жертв на храм? Думаем, что нет, и что приведенные святоотеческие слова, сами собою, сильны убедить вас. В виду этого и кончаем слово лишь пожеланием, чтобы вы и на будущее время, ради собственной же вашей пользы, щедрою рукою благотворили дому Божию, с надеждою сторицею получить за свои благотворения от щедрой руки Господней воздаяние в жизни будущей. Аминь.
1 марта 1896 г