Проповеди на праздники:


Два догматических отрывка (Тит.2:11–14 и Тит.3:3–7). Богоявление и Крещение

Перечисленные наставления два раза (Тит.2:11–14, 3:3–7) прерываются догматическим учением, которое в обоих случаях имеет значение обоснования учения практического. Как уже было отмечено, догматическое учение Пастырских Посланий совпадает с учением Посланий из уз. Апостол противополагает спасительную благодать Божию греховному прошлому человечества и не проводит при этом различия между иудеями и язычниками. Он говорит о всех людях (Тит.2:11, 3:2) и употребляет формы 1–го лица множественного числа (Тит.2:12 и сл., Тит.3:3 и сл.). В основании Церкви (ср. Тит.2:14: «...очистить Себе народ особенный») лежит искупительный подвиг Христов (Тит.2:14). Обильное излияние Святого Духа подаётся нам через Христа в Крещении, которое называется «банею возрождения и обновления» (Тит.3:5–6). Понятие «возрождение» (собственно, «пакибытия», греч. παλιγγενεσία, ср. Мф.19:28) есть понятие эсхатологическое. Эсхатологическое упование и подчеркнуто в Тит.3:7 и ещё больше в Тит.2:13. В этом последнем случае нашего внимания требует слово «ἐπιφάνεια» (по–русски: «явление», ср. Тит.2:11, 3:4: ἐπεφάνη «явилась»). Оно употреблялось в позднем греческом языке, когда была речь о явлении бога, и вошло в терминологию царского культа в эллинистических государствах и императорского культа в Римской империи. Достаточно напомнить, что эллинистические владыки нередко называли себя Епифанами. Применяя эти же термины ко Христу, ап. Павел переводил христианское учение на общепонятный язык. При этом он не ограничивался тем, что звал Тита утверждать верующих в эсхатологическом уповании, но свидетельствовал и о Божественном достоинстве Христовом. Очень вероятно, что в Тит.2:13 ап. Павел говорит не о двух Лицах Святой Троицы, Отце и Сыне, но только о Сыне, Которого он, при таком понимании, открыто называет Богом. В литургическом употреблении Православной Церкви два отрывка Тит.2:11–14 и Тит.3:4–7, из которых первый говорит о Богоявлении, а второй содержит упоминание Крещения, соединены в одно чтение, которое предлагается вниманию верующих на литургии в праздник Богоявления.



Проповеди на праздники:

Наверх