Духовное рождение. Слово в день рождения вдовствующей государыни императрицы Марии Феодоровны и крещения высоконоворожденной императорской дщери великой княжны Ольги Николаевны, 1895 г.
Сегодня на Руси сугубое торжество. С праздником дня рождения матери-царицы, благочестивейшей государыни императрицы Марии Феодоровны, сочетавается радостное торжество по случаю крещения царственной внучки ее, высоконоворожденной дочери их императорских величеств великой княжны Ольги Николаевны.
Как между обеими царственными виновницами торжества существует близкое родство, так и между событиями их жизни – рождением одной и крещением другой, составляющими предмет настоящего торжества, есть близкое сходство.
Пояснению этого сходства употребим несколько настоящих священных минут, чтобы извлечь для себя некое назидание.
Что такое рождение? Не вступление ли человека в этот видимый мир с зачатками способностей и органами, хотя и не вполне развитыми, для познания его и пребывания в нем?
Что такое крещение? Крещение есть также рождение, чрез которое крещающийся вступает в духовный, благодатный мир. Как для общения с видимым, вещественным миром человек получает от чрева матери своей органы зрения, слуха, обоняния и осязания, так и для общения с духовным, благодатным миром при таинственном помазании от Духа Святого он получает как бы семя или начатки, из которых долженствуют развиться способности духовного зрения, духовного слышания, духовного обоняния, духовного ощущения. Если бы человек лишился одного из телесных органов вследствие неразвития его или повреждения, то он не мог бы узнать того, что в видимом мире познается чрез этот орган; так точно благодатно рожденный, у которого останется неразвившимся один из благодатно-духовных органов, не может познавать тех предметов невидимого мира, которые познаются чрез таковой орган. Как лишенные зрения не могут познавать видимых предметов, так духовные слепцы не могут уразумевать предметов духовного мира. Пример этого представляют евангельские слепцы – книжники и фарисеи. Считая себя вождями народа, наставниками невежд, они оказались сами слепцами, ведущими за собою слепых. Не видим ли и теперь некоторых христиан, обладающих обширным познанием вещей видимого мира и в то же время мало знающих предметы высшей христианской мудрости? Есть много мудрецов, изучивших законы вещественного мира, но не знающих даже азбуки той духовной науки, которую опытно изучили ученики и учители духовной мудрости – Антонии, Пахомии и другие представители христианского подвижничества. Многие мужи науки с наслаждением углубляются в недра земли, погружаются в глубину моря, чтобы изучить то, что там содержится, и сделать по сему свои заключения. Но многие ли из них бывают способны углубиться в тайники своего сердца, чтобы обрести там целый мир явлений, неведомых для премудрых и разумных века сего, но ведомых для тех младенцев веры, которым Отец Небесный благоволит открывать тайны Царствия Своего, устрояемого в сердцах их, как избранников Своих? Есть люди, способные ощущать удовольствия мира сего, но не знающие, сколько наслаждений доставляет жизнь о Христе тем, кто духом умерщвляет похоти плоти. Они не могут понять плотским своим умом, что значит чистое сердце, дающее способность зреть Бога! Каким образом скорбь, гонение и теснота доставляют претерпевающим это величайшее утешение? Каким образом пустыня делается раем? Что значит на языке Церкви изречение: Пустынным непрестанное божественное желание бывает? Последствием такого неразвития духовно-благодатных сил бывает то, что такого рода люди не только теряют способность жить духовною жизнью, познавать законы и вкушать наслаждение таковой жизни, но лишаются сознания опасности свого положения и теряют желание сделать хотя бы попытку выйти из такого состояния. Чем объяснить такое явление, что чем более развиты одни способности, тем менее развитыми остаются другие? В природе замечается такой закон: те люди или животные, которые по условиям своей жизни усиленно работают одним каким-либо органом, доводят этот последний до высочайшей степени развития – например, жители степей и высоко парящие орлы обладают острым зрением. Напротив, у некоторых людей или животных остаются неразвитыми те органы, которыми они не пользуются: например, некоторые немые стали таковыми потому, что вследствие потери слуха лишались возможности вести разговор с другими. У некоторых животных, постоянно занятых копанием в земле и живущих в норах, остается неразвитым орган зрения. Тот же закон повторяется и в духовно-благодатном мире. Кто мало занимается рассматриванием и изучением духовного мира, у того остается неразвитым духовное зрение. Кто с лопатою испытующего, но с предвзятою мыслью неверия спускается в недра земли, тот нередко теряет способность подняться выше земли, чтобы мудрствовать о горнем. Кто исключительно посвящает себя изучению законов материи, тот находится в немалой опасности лишиться способности познавать законы духа: материалист не любит философии, а любитель театров и постоянный посетитель домов увеселения не любит храмов Божиих и неохотно посещает церковные собрания.
Из сказанного можно уразуметь, к каким печальным последствиям может привести, с одной стороны, чрезмерная забота о развитии естественно-душевных способностей, с другой – нерадение о развитии тех духовно-благодатных сил, чрез которые христианин может входить в общение с миром духовным и которые он получает при таинственном рождении от воды и Духа.
Поэтому счастливы те дети, родители которых сознают важность первоначального воспитания в смысле развития духовных органов, или благодатных сил, ради потребности жизни вечной, подобно тому как некоторые заботятся о развитии телесных органов посредством гимнастических упражнений ради потребностей временной жизни.
Но власть родителей над детьми, как известно, простирается только до совершеннолетия последних. После этого родители властны над детьми только в той степени, в какой сами дети захотят подчиняться их водительству. С этой поры начинается самостоятельная жизнь детей: они сами себя определяют к той или другой деятельности. Опыт показывает, что в этом возрасте дети избирают тот род деятельности, к какому они найдут себя приготовленными: живут так, как приучены жить. Поэтому достойны великой похвалы те родители, которые не только способствовали развитию благодатных сил в детях, но вложили в них самих любовь к духовной деятельности, приучили их самих себя принуждать ко всякому доброму и благочестивому занятию и тем постепенно приготовили их к духовному подвижничеству, которое так необходимо для последующей их жизни. Жизнь духовная трудом приобретается, тогда как жизнь мирская, жизнь греховная не требует особенных усилий, чтобы привыкнуть к ней. Грешить столь же легко, сколь легко плыть по воде, а делать добро так же трудно, как плыть против воды. В беседах, среди веселого общества время идет скоро, незаметно – а станьте на молитву, и для вас, если вы не приобрели навыка к ней, несколько минут покажутся за час. Пойти на бал, на вечер, в театр – не требуется усилий, и время откуда-то возьмется, а идти в храм Божий, да еще вечером или рано утром, времени нет: дела много дома. Оставаться дома наедине за чтением духовной книги для непривыкшего столь же трудно и скучно, сколь неприятно лишенному свободы провести одному несколько часов в месте заключения.
Возвратим теперь мысленные взоры наши на августейших виновниц настоящего торжества. Помолимся, да возрастит Господь семя благодати в сердце новорожденной и новопросвещенной дочери царевой и да дарует ей стройно возрастать телом, укрепляться духом и умножать дары благодати, восприемлемые чрез спасительные Таинства, дабы быть ей благоприятною пред Богом и людьми и утешением для державных своих родителей. Обитательница царственных чертогов здесь, на земле, да будет она наследницею и райских обителей там, на небесах. Приемля рождение ее как дар Божий, принесем за таковой Подателю всех благ благодарение.
Вспомянем и старейшую виновницу настоящего торжества – благочестивейшую государыню императрицу Марию Феодоровну. Возблагодарим Подателя жизни за нее, как подавшую жизнь и воспитание, соответственно высокому назначению, своему царственному первенцу, ныне благополучно царствующему императору Николаю Александровичу, да сподобит ее Господь понести крест вдовства со смиренной самопреданностью в волю Господа, всегда благую и премудрую, и да дарует Он ей обрести облегчение боли от свежей раны крестоносного вдовства в единении своего креста с крестом Божественного Крестоносца.
Помолимся о ниспослании благословения Божия на августейших чад ее, их императорских величеств, брачному союзу которых исполнилось в сей день первое лето, благословенное Господом дарованием им дочери, ныне просвещенной святым Крещением и утвержденной во Христе святым Миропомазанием.