Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Знание

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Знание

Никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волит Сын открытии. Мф.9:27.

Что понятие наше есть ограничено и недостаточно, сие без доказательства всяк из опыта повседневного ведает. Сколь высоко о себе человек ни мечтает, но со всем тем есть он земля и пепел. Сколь он о просвещении своем ни думает, со всем тем оно есть наималейшее. Общее есть прямо просвещенных людей мнение, что человек чем больше узнает, тем более открывается ему, сколь он мало знает. И сия есть несумнительная истинного просвещения примета, когда человек со смирением признает недостаток свой; и что-либо о вещах, особливо от чувств удаленных, дерзновенно утверждать или отрицать не смеет. Так как напротив несумнительная примета дерзновенной глупости о всем смело утверждать или отрицать, и думать, что все понятно его вместительно.

Отворен пред нами театр Создателевых премудрых дел; закроем ли мы пред Ним, очи свои, а не паче ли в некотором восторге возопием: яко возвеличишася дела Твоя, Господи, полны суть небо и земля славы Твоея. А учения отверзают нам дверь в сей священный храм. При руководстве их узнаем мы начало вещей, порядок, союз, действия, конец и пользу. Снискиваем понятие о составе мира, о стихиях, о течениях светил небесных, о явлениях воздушных, о свойствax тел, о животных, и о разных их родах о, растущих из земли и о их видах; а наипаче о самих себе, о добродетели и пороке, и о их добрых или худых следствиях. Да еще крилами учений возлетаем мы и к истинам высочайшим, которыми приближаемся к неприступному Божеству, и рассматриваем красоту несозданную. О коликое богатство благости Божия! какая изобильная трапеза в наслаждение наше представляется! И хотя мы понимаем очень мало, но и сие малое сколь для нас есть велико! А притом будем ли мы извинительны, ежели бы и сие малое нерадением своим терять захотели?

Да что нужды в такие входить, подробности, может сказать кто на сие? Ответствуем: нужда та, чтобы силу нашей души не оставить без действия, чтоб и искру нашего ума не погасить, чтоб удивиться премудрости Божией, чтоб, вникнув в союзе вещей, усмотреть, как мы тут же связаны, и из того познать, куда нам намерениями своими и делами клониться надобно.

Из чего видно, что всех знаний самый лучший плод, и нужный конец есть нравов честность и добродетель. Без сего все науки суетны и труды бесполезны. Ежели кто к учению прилежит, а нерадит о добродетели, тот нечувствительно сам старается, как бы снисканное учение потерять. И по тому дважды беден он: первое, что добродетели лишен, второе, что трудится всуе.

Так-то самое лучшее Божественное дарование чрез злoyпoтpeблeниe человеческое может быть случаем худых следствий!

Не удивительно, что невежество есть источником многих непорядков, суеверств и развращений. Тоже самое случается и с теми, которые и учатся, да не тому, чему бы надлежало, или и тому, да не так оное употребляют. Многие, оставив источники Израилевы, черпают из, кладезей погибельных; многие, помазавши только губы науками, высоко о себе мечтают. Сия досадная о себе мечта раждает излишние вымыслы и затеи, из которых часто выходит безобразное и нелепое. Отсюду же выскакивают непомерные любопытства, и, следовательно в несомнительных вещах сомнения; а оттуду проникает часто развращение, а не редко и безбожие. Cиe-то рассуждая премудрый Павел написал, что разум кичит, а любы созидает, то есть, высокие знания могут быть причиною пустой пышности, а непорочная совесть полезна для всех. И по тому не знаю я, невежество ли, или такие высокомерные умы больше причиняют вреда. Не знаю, не лучше ли грубость, соединенная с постоянством, нежели ученая ветренность. Ибо не все то, что блещется, злато есть.

Наверх