Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Зло

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Зло

 

Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое. Рим.12:21.

Нет ни одного зла существенного: всякое бо существо само чрез себя есть добро, и зла, поскольку зло, выключая, в ком оно вмещено бы быти могло, нет на свете; а оно всегда есть в вещи доброй, как грех в человеке, и всегда в вещи доброй происходит не по естеству вещи но по случаю, когда вещь с дороги заблуждает, и от настоящего порядка отходит, и такие заблуждения есть зло.

Добро и зло не есть такая вещь, чтоб оную чувствами понять было можно. Не можем мы то ни очами телесными видеть, ни ушами слышать, ни обонять, ни вкусить, ни осязать. Ибо добро и зло не суть вещи телесные и видимые. Добро есть действие, сходственное с истиною закона, а зло есть противное тому. Их можно понять одною только мыслью, одним разумом. Чем мысль просвещеннее, чем разум основательнее, тем понятие о добре и зле есть меньше погрешительно. Следовательно, ежели в сем случае сколько-нибудь следовать чувствам есть ничто иное, как мысль просвещенную приводить в замешательство, и разум сводить с настоящего его пути.

Откуда ж то, что в мире много кажется быть вредного, как – то змии, ядовитые травы, немощи; или непостоянного, как когда богатятся грешники, нищетствуют и страждут праведники, счастье от одного к другому переходит, непогоды безвременные; или случайного , как, на пример, человек, по случаю убивает человека, или и самого себя; внезапу бессильной знатное дело совершает, напротив храброй паче чаяния ослабевает; откуду все сие?

На все сии случаи самых подлинных искать резонов есть ничто иное, как точно хотеть узнать Божию тайную волю, по которой Он вся действует; однако несколько достоверных можно сыскать на то ответов. Первое при всяком событии, которое нам кажется быть непорядочно и вредно, или и при всякой такой же вещи должно бессомненно содержать, что то сделалось не случайно, ниже безрассудно, но по великой надобности и по правде, которой хотя мы не знаем, только Бог и знает, и по Своей мудрости то и строит. На пример, то происшествие, по которому продан был Иосиф, весьма много быть кажется нам непорядочно; но ежели смотреть со стороны Божией, то очень порядочно, как то показало самое событие. Тоже самое казалось быть и при распятии Сына Божия. И таким, по-видимому, непорядкам попускает быть для того, что и те, которые то беззаконие имели делать, то своими грехами заслужили, и чтоб тож их худое дело в добро обратить. Второе попускает, например, многим праведникам в бесчестии быть, в нищете и скорбех, так вместо того дает спокойную совесть, терпеливой дух, надежное сердце, богатство благодати; а грешникам богатитеся, и почитаемым быть, не дая напротив никакого внутреннего утешения. Третье насылает Бог болезни, непогоды, бесплодия с двояким намерением: или, чтоб нас чрез такие несчастия смирить, и в свою должность привести, или праведно тем наши грехи наказать. Четвертое, что звери и змеи вредят человеку; то сие можно в вину причесть греху, по которому отнято все почти властительство, которое прежде человеку над землею было поручено: да еще и то сказать можно, что человеку дан разум? с которого помощью всякого зверя может безвредно миновать. Так, например, многие скоты есть, которые без всякого разума узнают, что им есть полезно, и что вредно; то как можно будет человеку жаловаться, ежели, имея разум, от своего безумия повредится? А наипаче все почти вещи вредные другим вещам полезны, и к благоустройству миpa надлежат. Пятое наконец, самую правду можем заключить, что все вещи, и все дела от Бога управляются весьма порядочно, полезно и с надлежащим концем, хотя нам иначе иногда кажется. По истине мы всех Божиих таин понять не можем, да и не должно того любопытствовать; Довольно знать, что все праведно делается. Я не знаю, для чего кто родился слеп; да знаю, что cиe неслучайно, но по тайному, Божиему, мне неоткровенному, произошло совету. Апостолы некогда спрашивали у Христа о слепце, да только резона не получили; понеже слава Божия не была той настоящая причина слепоты.

Бог не попущает быть злу, разве с намерением некое оттуду произвести добро; не так, чтоб зло могло быть причиною добра: никак, но премудрость Божия, и самый случай зла обращает в добро. Болезней, например, самих чрез себя не можно назвать добром; но и чрез них приводить Бог человека в признание слабости своея усмиряет его гордые мысли; разрушает дерзские замыслы; возбуждает в нем размыщление о будущей безболезненной жизни, и уверяет о бессмертии души, которая в средине самих болезней некое от сокровенные благие надежды чувствует утешение.

Наверх