Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Жребий нечестивых
Творяй грех, раб есть греха. Ин.8:34.
Грешники никогда никакой не имеют радости: несть радоватися нечестивым, глаголет Господь. Но вы здесь, напротив, мне скажете: кто же здесь счастлив, как не тот, который граблениям своим сытости не знает, который так живет, что ни Бога не боится, ни человеков не срамляется? Кто в чести, как не тот, который любит более славу человеческую, нежели славу Божию? Кому мы более удивляемся, как не тем, у коих, по Давиду, овцы их многоплодны, волове их толсти; сынове их яко новосаждения водруженая, дщери их удобрены, коих житницы преисполнены? А сии люди какие? праведные? Никак. Их же уста, припевает тамже Давид, глаголаша суету, и десница их, десница неправды? Вы из сего заключите, как cие будет истинно, яко несть радоватися нечестивым. Когда Ирод в чертогах, Иоанн в темнице; нечестивый Царь пиршествует, Креститель вяжется; грешник c блудницами веселяся пляшет, а праведник, праведнее всех рожденных от жен, усекается в выю, и кровавым по всему телу обливается цветом? Правда, сему кажется, по-видимому, не позавидовать нельзя. Давид, сколько ни кроток был, только возревновало мир грешников зря, так что он же говорит: мои вмале не подвигнушася нозе, вмале не пролиястася стопы моя. Что же, сл. так вы таких беззаконников блаженными поставляете? Такие их здешние увеселения за настоящее счастье почитаете? Но удержитеся, не судите по одной наружности и человеческому суду. Так по сему ты и повапленной гроб прекрасным назовешь чертогом, которой внутри полон есть костей мертвых и всякие нечистоты? Так ты и Содомские яблоки за самые пресладкие почтешь, к которым ежели только прикоснешься, в смрадной превращаются прах?
Взойди только в грешникову душу, открой его грудь, разогни его сердце, разбери его члены, тогда скажешь: лживии сынове человчестии; несть радоватися нечестивым! Ах! как таковая душа ничего в себе не имеет добра, полна костей мертвых и всякие нечистоты; такая грудь есть покрывало, под коим кроется ядовитой совести червь, неусыпное души томление; такое сердце есть непристойных страстей убежище; такие члены на длание всякого зла употреблены! Ах! как человек в так ужасное переменился чудовище! Той муки, которую в себе грешникова чувствует душа, поистинне нельзя словами описать. Всяк, говорит сам Иисус Христос, творяй грех, раб есть греха, то есть, всякой-де грешник имеет над собою господина грех. О немилостивый господин! о пребедной раб! Такой господин своего раба первее от всякого отводит добра, чтоб тем более властительство свое над ним укрепить; как каждой волк, похитивши овцу, не на том, где похитил, пожирает месте, но в далекие и темные занесши места: потом ввергает его в бесконечную зол бездну, на всякие поощряет пороки, на тяжкие приводит грехи, в глубокие устремляется беззакония, неслыханным его изучает злостям, делает на обиды скорым, на грабежи готовым, на лжи и обманы бесстыдным, на клятвы нехранителеным, на преслушание охотным, на всякое зло склонным, ко всякому добру неспособным, Божиим отступником, своим присным рабом. Всяк творяй грех, раб есть греха.
Ах! сколь многие слабые Христиане должны при сем постыдиться! Препровождая жизнь в расслаблении и неверии, при открывшихся ужасах смерти и ада, остаются без утешения. Болезнь телесную умножает страдание духа. Воображая предстать пред суд Судии праведного, не находят, с чем предстать, как c осуждением самих себя., и прежде суда Его, судом совести своея осуждаются.
Неправедным злодеям, и нераскаянным грешникам самая смерть не есть сладкий сон, но паче начало смерти вечной.