Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Жизнь

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Жизнь

Подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь. 1Тим.6:12.

 Жизнь человеческую можно понимать двояким образом: или в начале ее, или в ее продолжении. В начале своем есть она произведение человека из небытия в бытие. Что может быть сего величественнее, выйти из бездны бесплодного ничтожества, и взойти на театр Создателевых совершенств, смотреть везде рассянные следы премудрости бесконечной, и видеть союз, коим твари, будучи связаны, стремятся к единому концу для них благополучному – что сего быть может превосходнее? И лезя ли подумать, чтоб человек, в таковом состоянии поставленный рукою всесиленою, мог сказать: мне скучно и горестно есть сие состояние? но не паче ли бы должен он вознести к небесам свой глас благодарный?

Что же есть жизнь человека и в ее продолжении? Она есть течение дел сходных с естеством его. Течение сие должно стремитеся к добродетели, а добродетель приводит к Богу. От добродетели рождается в душе истинное удовольствие, а соединение с Богом есть источником блаженства бесконечного. Положив, что человек сея жизни не был бы участен, тем самим к блаженству таковому имел бы он пред собою двери, мраком небытия затворенные. Ибо кого нет, тот ничего чувствовать не может. И так если, о земнородный! недоволен ты бытия своего жребием, то тем самим нечувствителено отрицается и оного блаженства, для которого благость Божия произвела тебя. Ибо, впрочем, сего невозможно и понять, чтоб премудрый и преблагий Бог бытие нам даровал для одного мучения нашего, и ввел бы нас в такую жизнь, которая бы единым только была нам отягощением.

Жизнь не состоит в дыхании, тленный состав оживотворяющем, но состоит она в подвиге, течение бытия совершить в просвещении и честности, и что по естеству жить, не состоит в том, чтоб угождать требованиям чувств, но уметь все действия свои распоряжать по владычественной власти чистого разума.

И так, молю вас утробами Христовыми, потщимся так свою жизнь препровождать, чтоб она приносила людям добрый пример, совести нашей удоволествие и Ангелом радость. Да будем непамятозлобны и любовны: понеже нас общежительство друг с другом связывает во едино, да будем всегда воздержны, да будем нестяжательны.

При том, в предосторожность людям, по душе расслабленным, если они между нами по несчастью находятся, гласом Господним объявляем мы, что жизнь их суетна и несчастлива, сколько им чувства не льстили, и сколько бы они сами себя приятно ни обманывали.. А едина жизнь человека, званию своему соответствующего, человека, чрез добродетель к будущей жизни себя приуготовляющего, едина такового жизнь есть благая, твердая, благополучная и благословенная, хотя бы иногда некоторыми несчастия превратами она и была смущаема: и мы бы, увидев такового, c веселием душевным сказали ему: течение жизни твоея прекрасно, ибо добродетельно. Жизнь твоя преблаженна; ибо совесть твоя незазорна. Дух твой радостен, ибо он непорочен: и сия радость тем есть большая, что она есть некоторым предчувствием радости вечныя. Ибо рай будущий блаженный начинается здесь в душе непорочной.

Наверх