Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Животолюбие

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Животолюбие

Никто же бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь церковь. Еф.5:29.

Человек есть животолюбив. Сия истина есть естественна, яко от Бога влиянна. Ибо если бы человек не был животолюбив, он не радел бы о себе, он, при всяком прискорбном случае лишить себя жизни, приступал бы без затруднения. Он подобен был бы дикому зверю, всякого терзающему, ибо был бы подобен отчаянному. Мог ли бы таковой о другого пользе, или о сохранении другого жизни подумать, когда бы собственную свою презирал? Сия к жизни сей любовь есть не только нужна для благоденствия человека, но и есть связь общества. Когда я люблю жизнь свою, буду беречь и другого. Когда люблю Свою жизнь, ищу всего полезного для сохранения ее целости, а тем самим обязываю себя и другого пользу наблюдать, ведая, что нарушение оной в другом столько должно быть чувствительно, сколько бы то чувствительно было для меня, самого.

Жизнь любить есть естественно и сходственно с Божеским уставом, и невинными ее увеселениями пользоваться есть безгрешно. Но везде надобно, чтоб предшествовало благоразумие, чтоб управляла умеренность, чтоб все оканчивалось на совершенстве душевном. Все то, что или на превратном основано мнении, или выходит из предел, или только относится к одним чувствам, к одной наружности, есть противно благоразумию, разрушает умеренность, отводит от прямого конца. Следовательно, таким образом любить жизнь свою, есть не любить себя, не любить жизнь свою, не пользоваться ее увеселениями, но из врачевства, Богом приготовленного, делать для себя отраву, и думая идти по прямой дороге, есть самым делом заблуждать от оной.

Почему надобно и долгой жизни желать, но в каком разуме? В том да будет нам в пример Святый Павел, которой негде пишет, что он весьма бы рад был отрешиться от бремене телесного, и быть с Богом, ежели бы только смотрел пользу свою. Но в рассуждении того, что другие от продолжения жизни его могут пользоваться, не отрицается желать себе долгой жизни. О высокая и Апостола достойная мысль! Желает долгой жизни, чтоб прибавление к его житию лет было причиною другим прибавления и большого успеха в добродетели!

Таковое рассуждение, кроме того, что есть истинно, и весьма есть полезно для благопоспешества сей же самой жизни, которую нам препровождать должно. Ибо положив, что жизнь наша есть благодеяние и благословение Создателево, возбудимся чрез то к благодарности и любви к Нему. Щадите станем время дней наших, в рассуждении, что праздность некоторым образом ввергает нас в прежнее небытия состояние. Ибо кто ничего не делает, оный так может почитаем быть, как бы его не было. Будем благодушны во всяком случае, то есть трудном, скучном и счастливом, ведая, что всеми приключениями промысл Божий свято управляет. Течение жизни сея проходит будем радостно; и спокойно последние часы наших дней окончим, остаясь во уверении, что сей предел есть свят и справедлив.

 

Наверх