Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Жертва о гресех
Он же (Иисус Христос) едину о гресех принес жертву вечную. Евр.10:12.
Иудеи защищают свои кровавые жертвы, храм и алтари, хотя и храм их разорен, и алтарь опровержен, и жертвы сами собою перестали. Да и возможно ли крови козлей или тельчей очистить грехи, и приношением бессловесных животных умилостивить Божество? Почему необходимо надобно было Иудеем подумать, что была некая сокровеннейшая причина, для которой установил Бог приношение жертв.
Но что они оставили без испытания, то Евангелие нам открыло. Мы проповедуем жертву, единородного Сына Божия, на алтаре крестном за нас Богу принесенную, в которой сделалось чудное милосердия и правосудия Божия раствоpeниe. Возможно ли, чтоб Ты, небесный Отец, на жертву сию не умилился, чтоб сия пречистая Агнца Божия кровь не очистила наши грехи, и чтоб риза плоти Его не была нам вместо покрывала от Твоего праведного гнева? Ибо по учению Павлову, Хpucmoc, пришед Аpxиepeй грядущих благ, ни кровию козлею, ниже тельчию, но Своею кровию, вниде единою во святая, вечнoe искупление обретый.
При исполнении жертвы сей, совершились все Спасителя нашего, страдания, какие злость человеческая выдумать, и человек претерпеть может. Первые младенчества дни были началом Его жизни, и вместе началом Его гонения. Тот, который на небеси уготовлял нам вечные обители, не имел на земли, где главу приклонить. Тот, который бессмертною истины пищею насыщал человеческий род, был гладен и жажден чрез все течение лет своих. Тот, которого лице делает радость Ангелам, был оплеван, по ланитам биен и весь окровавлен. Тот, который взял на, рамена Свои бремя грехов всего миpa, был отягощено крестом, и мучительно пригвожден на нем. Подлинно облечен Он был в порфиру, но в порфиру поругания; дан был в руки и скипетр, но которым сокрушали Его главу, возложен был и венец терновый. Мучение тем несноснее что соединено с поруганиями! Ибо одно терзает тело, другое пронзает дух.
Что мы не могли исполнить, исполнил то вместо нас великий Ходатай наш. Ибо взял лице человека, Божиим гневом поражаемого; принес Себя в жертву, и пролитием Своей неповинной крови гнев неба погасил. Обратив на Себя все действие Правосудия, оное обезоружил, а оставил для нас едино милосердие, и милосердие бесконечное. Ибо висеть на кресте Существу всех тварей святейшему есть доказательство милосердия и любви Божия к нам, которую ни язык изъяснить, ни мысль понять совершенно не может. И по тому справедливо сие Божественного лица страдание от Церкви называется истощание, аки бы сказать: Бог столь к нам милосердым Себя оказал, что, кажется, истощил весь источник благости Своея. И понеже совершилосе Его милосердие, то тем самым совершилось и Его долготерпение.
Совершились дела милосердия и долготерпения Божия! Так содрогаешься ли ты от сего великого милосердия? Боишеся ты правосудия Божия, но не болеше ли надлежит тебе бояться милосердия сего? Ибо находясь кто под единою правосудия строгостью, если бы преступил закон, может быть, представил бы в свое извинение сию самую строгость, которая его поразила унынием: но ты, видя излиянный предо тобою весь источник благости и снисхождения, если бы со всем тем нарушил сей завет, завет любви, что тогда можешь принести, в свое извинение?
Горе тебе преступник завета, крови Господней презритель, смерти Его суетный проповедник, и осужденный испить чашу некончаемой горести!
Но чтоб всею своею тяжестью не поразили нас такие слова; истинным покаянием да облобызаем раны Спасителевы, и слезами своими да засвидетельствуем, что мы винны по немощи, что мы во грехе не ожесточенны, и возопием к Нему: Спасителю Христе! Твои заслуги суть дражае, нежели чтоб мы за них возблагодарить Тебя могли!