Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Желание

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Желание

Желаете, и не имате. Иак.4:2.

Желание наше всегда к чему-нибудь простирается, но притом столь далеко, что ничем в мир удовольствовано быть не может, и столь нежно, что оно всех вещей одну только поверхность будто прикушивает, но ничем совершенно не насыщается. Перебирает сердце человеческое одну вещь по другой, и мало несколько ими полюбовавшись, оставляет; но между тем непрестанно к чему-нибудь большему устремляется. Пускай протекают пред нами реки богатства; пускай оглашает уши наши гром честей: но реки богатства иссыхают, и честей гром пресекается наконец некоторым пустым и неприятным шумом. Они прошли; да чрез то не только не проходит желание наше, но паче раздражается. Ибо есть свойственно нашему желанию, что оно тем более усиливается, чем меньше получает.

Но надобно же, чтоб непрестанно движимое сердце наше имело желаниям своим предел. Сия души нашея сила есть влиянна от Бога; так она не напрасна: так должна она чем-нибудь удовольствована быть, да не услаждением миpa сего. Ибо душа есть бессмертна; почему ищет она такого добра, которое бы с нею и по смерти пребывало. Пускай бы нас миp здесь совершенно удовольствовал, но понеже он нас и мы его должны некогда оставить; то какая из того польза, чтоб мы благополучны были, когда временны были, то есть, когда для нас сносно было быть неблагополучными, а лишились бы всего того, когда бы вступили в неокончаемую вечность?

Однако со всем тем многие не узнают сего, что когда душа ничем здесь удовольствовать себя не может; то надобно бы подумать о совершенном ее добре.

Чему согласуя искренний Христов последователь и ученик Павел говорит: горняя мудрствуйте, а не земная. Вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога сидя. Это говорится нам, сл: нам, которые, сочетавшись Христу, отреклись миpa и всего того, что в мире, и которые исповедали доброе исповедание пред Господом Иисусом Христом, пред святыми Ангелы Его, чтоб ничего дражае Христа не иметь, и весь мир за уметы вменять, в рассуждении того живота, которой сокровен во Христе. Горняя мудрствуйте, а не земная, преходите землю, возноситесь на небо, попирайте тленность, наследствуйте бессмертие, минуйте сей мир, который вашу душу успокоить не может; понеже душа всего миpa дражае есть. Приидите в небесное отечество, которое бедное в сей жизни странствование успокоивает совершенно. Не скрывайте себе сокровища на земли, где тля тлит, где тати подкапывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небесх, где ни тля тлит, ни татие подкапывают ни крадут. Сокровище сие есть Христос. Учит сему Павел; живот-де ваш сокровен со Христом в Бозе. Сокровище на небеси, мы на земли. Сия дальность не мешает ли нам тем сокровищем богатитеся? Никак, идже бо сокровище, там и сердце ваше. Сердце достигает и на небеса; сердце же верою облеченное, любовью пылающее, надеждою горе возносящееся. Вера проходит небеса; любовь гонится и за небеса; надежда не удержится ничем, Идеже сокровище ваше, там и сердце ваше будет. Сердце благочестивое не отстает от Христа: возносится Христос, но ученические очеса гонятся за Ним. Скрывает Его облак от них; но вера заходит и за облаки, держится риз Христовых, и ничем не отрывается от Него. Горняя мудрствуйте, а не земная; скажите дерзновенно тот благородный Павлов глас: не к тому аз живу, но живете во мне Христос. Благочестивая душа сводит с небес Христа, и в свое преселяет сердце.

Наверх