Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Защищeниe

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Защищeниe

Многие со всею своею доброю совестью от нападков сильных не имеют насущного хлеба. Многие святые души от клевет, от налогов, от гонений проливают слез целые источники. Отними от них еще последнюю надежду будущего и Божьего воздаяния; то одним разом и добродетель уничтожишь, и их поразишь отчаянием. Иов, лишившись всего, чем мир увеселяет нас, лютою страдал язвою. Послушайте же, чем утешал себя сей великодушный муж. Вем, говорил он, яко присносущен есть, иже имате искупити мя; и на земли воскресити кожу мою терпящую сия.

Так успокойте же жалобы свои, вы, мнимые несчастливцы, и слёзы свои растворите радостно! Се приидет Господь на облацех, и мзда Его с Ним! Он отрет слезы ваши, и тогда возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас.

А понеже, признаться надобно, что мы не все то напрасно терпим; но некоторые в нас суше греховные раны, для исцеления которых Врач душ и телес часто употребляет орудие временных наказаний и несчастий: почему должны мы все сие сносить c благим терпением, по тому наипаче, что, по мудрствованию, Апостолову, точно c тем милосердый Господь нас временно наказывает, да не когда с миром осудимся. Поражает иногда плоть, да Дух спасется в день Господа нашего Иucyca Христа.

Часто посылает Бог некоторые противности к предосторожности, чтоб мы не расслабли. Наказание Бoжиe свойственно не есть наказание, но Его врачевание. Сей есть обыкновенной премудрости Божия поступок, чтоб случающимися противностями больше дать действия человеческим дарованиям, и тем придать им большее сияние и большую надежду к возмездию. Тоже и о порочных счастливых сказать должно: или есть в них некоторые добродетели, того награждения достойные, или то счастье мнимое, или еще и руководство к большему несчастию. Вонми сему учению, Христианин! оно есть душа дел твоих. Ты плаваешь по морю житейскому: сим кормилом управляй корабль твой. Буря волнений при сем небесном сиянии в тишину пременится. Уклонись от зла и твори благое; и при сем уверяй себя, что скорее звезды c небес спадут, скорее стихии истают, нежели, чтоб то было не твердо, что составляет благополучие человеческое, что нас соединяет с Богом; и в сей надежде пой пред Ним: на Тя уповаша отцы наши; уповаша, и избавил ecu их; к Тебе воззваша, и спасошася; на: Тя уповаша, и не постыдешася.

И сие-то человека добродетельного утешать должно в напастях, и услаждать горесть жизни его, что его добродетель никогда забвенна быть не может, но во свое время воссияет яко солнце. Сие утешало Иова на гноищи, Иосифа во рву и в темнице, Давида в гонении, трех отроков в разженной пещи, Павла в позорище пред всем миром, мучеников в наилютейших страданиях, пустынников в теснейших подвигах и нуждах. Так перестаньте же скорбеть вы, мнимые злострадальцы, и успокойте рыдания свои. Жена егда раждает, скорбь имать; егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир. И вы печаль имеете ныне, но узрит вас Господь, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никтоже возмет от вас. Вскую бо прискорбна ecu душе моя? и Вскую смущаешися? Уповай на Бога!

Может кто здесь вопросите: для чего в жизни сей не всегда добрые награждаются, и не всегда наказываются злые? На cиe во-первых отвечаю, что и в жизни сей никогда добродетель без награждения, и порок безнаказания не остается. Как? Всякого, доброго дела плод и награждение есть чистая радость совести, и всякого злого дела плод и наказание есть мучительное совести терзаниe. И cиe награждение, и наказание столь велико, что незазорную совесть имющий человек радуется и тогда, когда бы против его восставал и весь миp: а совестью обличаемый и тогда смущается, когда бы его весь миp ублажал. Однако, понеже и оную добрых радость несчастия подлинно смущают, и оное злых наказание мирское благополучие уменьшает; то причину, для чего бы так было, святый Златоуст, дает следующую; нет-де столь добродетельного, чmoбы притом не был подвержен некоторому пороку; и нет-де столь злого, чтобы некоторой сокровенной не имел добродетели. Почему правосудный Бог некогда и добродтельного наказывает, и злому благодетельствует; а чрез то и беззаконника и праведника исправляет, одного отводя от зла легким наказанием, а другого приводя к добру щедрым благодетельством.

Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии oчucmuм себе от всякие скверны плоти и духа, творяще святыню в страхе Божии.

Наверх