Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Язы́цы огненные
Явишася им разделении язы́цы яко огненны, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, яко же Дух даяше им провещавати. Деян.2:3–4.
Дух Святый, как сошел на Апостолов, то известно всем, как изобильно, как чудесно и с каким в Апостолах успехом. Евангелист Лука описует, что тое-де чудо сделалось почти при собрании всего мира. Какое зрелище было, видеть тогда тот шум, которой, нечаянно, взявшие с неба, услаждало ученические ушеса, прочих всех устрашал; тое ветра дыхание, приятностью доходящее до души; тот, на пламенные частицы разделенный огонь, играющий на Апостольских верхах, которого сила касалась языка, давала им говорить разными языки величия Божия; проходила до ума и Божественным светом его просвещала; пронзала и сердце, и от сего огня тотчас возжигался огонь любви, огонь мира, огонь духовные радости! Дивятся сему Апостолы; ропщет Духа того непричастный собор: начал богословствовать тем огнем возженной язык, таят противницы от лица того огня. Сие чудесное Духа Святого сошествие было показанием того, что и мы примем Духа Святого и чудесные Его действия и дарования, ежели в нас есть Апостольская душа.
Не думайте, чтоб сии огненные языки, опочившие на главах Апостольских, свойственны были только им, а другому никому сообщены быть не могут. Нет, независтна благодать Божия. Ибо сии огненные языки, что значат? Витийство и красноречие. Но не помыслите, чтоб разумелося здесь витийство и красноречие человеческое, которое состоит во отборных словах, в сладком слоге, в сильном и жарком выражении. Нет! Нет! Такая мудрость часто у Бога почитается буйством. Он благоволил нас спасти не мудростью слова, но буйством проповеди. Да и великий Его проповедник откровенно признается: и аз, пришед к вам, братие, приидох не по превосходству словес и или премудрости возвещая вам свидетельство Божие. Слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческой мудрости словесех, но в явлении Духа и силы. Но и резон тому дает самый важный и сильный; да вера говорит, ваша не в мудрости человеческой, но в силе Божией будет. То есть, ежели бы я употребил мудрость человеческую, вера ваша сомнению была бы подвержена; поскольку могли бы другие подумать, что я силою красноречия и философии умело вам и ложь представить, яко истину: но где всего того не было, а была одна неученая и открытая простота, там вы должны, конечно, признать, что было то действие Духа Божия, и сила Его.
И так огненные языки, на Апостолов сошедшие, хотя означали витийство и красноречие, но не телесное, а духовное, не земное, а небесное. Бог с душею, Его любящею, беседует просто, искренно и откровенно, ибо и у человеков между искренними другами беседа бывает более простотою и откровенностью, нежели сладкоречием украшена. А витийство раскрашенное, и хитросплетенное более употребляется, где или нет искренности, или как-нибудь стараются другого на свою сторону привлечь, или хотят оказать свой разум, и тем постыдить и унизить простого и неученого. Но Бог с душею, Его любящею, беседует просто: да и в беседе Он нужды не имеет; ибо говорит не ушам, но сердцу.