Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Время
Со страхом жития вашего время жительcтвуйте. Петр. 1:17.
Времени явственное понятие не без трудности находят самые мудрости изыскатели. Однако то известно, что, время не есть какая вещь, но свойство, в вещах заключаемое. Мир сей можем мы себе представить на подобие великой реки, которая непрестанным течением движется, и в которой одна капля за другою влечется. Ежели бы кто на берегу сея великой реки сидел, и оные взаимные каплей следования замечал; тот не иное бы что делал, как считал бы время: и когда бы то течение рассекал или на много, или на мало; то из того происходило бы время или долгое или краткое. Мы обыкли счислять время по течениям солнца и луны. Ибо редко какое тело столь порядочное имеет течение, как оные светила: a сие и надобно для верного исчисления времени, что сам Бог подтверждает в книге Бытейской. Да будут, сказал Он, светила на тверди небесней, в знамения, и во времена, и во дни, и в лета.
Откуда явствует, что время без перемен быть не может, и все, что переменам подлежит, есть во времени. – Из общей всех вещей судьбы нельзя выключить и нас; ибо и человек во времени, и вся его дела во времени. – Перемена в нас бывает или по летам, или по делам. – Лет наших время прошедшее ничто, будущее неизвестно, настоящее нaимaлейший пункт. Можно сказать о прощедшем лете наших времени, что оно прошло, но нельзя того сказать о наших делах. Наши прешедшие дела не прешли, нет, пройти они не могут. Остались они, да и всегда останутся в совести – добрые, к нашей радости, а худые, к нашему мучению.
Но не совсем же смущаться нам надобно. Ибо хотя во времени столь много терпим мы перемен, хотя время все почти в тление приводит; но во времени же паки все отраждается.
И потому время есть драгоценно, ибо есть кратко; однако течением сего краткого времени нам должно заслуживать вечность. Время есть драгоценно; ибо оно есть невозвратимо. Сильный Государь мог бы нам возвратить потерянные вещи, но время никто, упущенный один день, или и один час, часто лишают нас того, чего мы чрез всю оставшую жизнь получить не возможем. Время есть драгоценно; ибо есть скоро-проходно. Не успеем, так сказать, воззрение очами, как уже мы и стали в другом пункте времени, а не в том, в каком были. Прошедшее для нас уже есть ничто, будущее неизвестно, настоящее наше. Время есть драгоценно; ибо со всеми делами нашими есть неразделено. Оно есть для нас колесница, на которой мы драгоценные дел наших товары, привозим из одного места в другое. Потерян день, у колесницы сей разрушилось колесо, и тогда весь наш подвиг остается в расслаблении и неизвестности. Время есть драгоценно; ибо оно есть плодоносно. Как добрая земля посянное семя возращает с плодом; так время, чем более протекает, тем более содянные нами в нем дела приводит в зрелость, и с большею открывает их славою. Порученный залог возвращает оно нам с великим прибытком. Время есть драгоценно; ибо в младости открывает случай к просвещению, в юности к заслугам, в совершенном возрасти к мужественному звания своего прохождению, в старости к великодушному всех слабостей сношению. Во дни открывает благодетельное светило, и яко перстом указывает нам те труды и заботы, где мы свои способности и дарования в действие привести можем. В ночи успокоивает утружденные члены, укрепляет изнемогшие силы, и болезненным подает отраду.
Когда же время столь драгоценно, то как бы отреклись мы искупить его?