Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Воскресение
Как приметить не можем, каким мы образом от сна пробуждаемся и как заключенные наши отверзаются чувства, и растворяются нервы; так не можем постигнуть, каким образом имеет быть наших истлевших тел восстание; как согнившие, и в прах уже обратившиеся нашея плоти части паки свой вид примут, как рассыпанные кости соберутся, как изорванные жилы сошьются, как весь телесной состав по-прежнему свяжется, и кожею покроется. Все сие каким образом случится, скудная наша, и в тайны Бoжие непроницающая мысль понять не может, хотя без сомнения чаем воскресения мертвых. Наше есть веровать сему; а всемогущества Божия есть дело изыскивать к произведению того способ. Почему великий Павел и запрещает человеку входить в такое таин Божиих испытание. Речет некто, пишет он к Коринфяном, како восстанут мертвии коим же телом придут? Безумне, ты, еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно. Бог же дает ему тело, яко же восхошет.
О благословен тот день, в которой истлевшие тела наши соединятся с своими душами, и небесною возблистают славою! Какое должно быть пресветлое позорище, когда, по долгой нощи нашего во гробах сна, востанем мы веселыми и радостными?
Воскресший прежде всего удивится новой плоти своея ризе. Оставил он ее во гробе обезображенную, изодранную, истлевшую, и внезапу узрит, что она обновилась, и блистает всеми красотами, дотоле ей неизвестными. Где, скажет, теперь болезни, мучившие тело мое? Где воздыхании, стеснявшие дух мой? Где зависти и гонения, грозившие поглощением меня? Я от всего того зрю себя днесь свободным. Но сего еще мало: се мое тело, на подобие солнца, испускает «из себя светлые лучи, в совести чувствую я спокойствие, дух мой радостен, мысль исполнена просвещением тех вещей, кои, при всем прежнем моем любопытстве, были от меня глубоко закрыты; и я, хотя об них тогда так рассуждал, как слепый о красках, однако казался себе быть мудрым. Но и все, что меня ни окружает, все меня восхищает; прежде же всего и паче всего сам Бог, сия бездна совершенств, в коей я со услаждением утопаю.
В воскресение праведных тела наши уже никаким не будут подлежать страстям, никакими не будут страдать болезнями, не будут подвержены младенческим слабостям, будут же удалены и от дряхлой старости; но всегда крепки, здравы и в полном неувядаемой красоты цвете. И там-то уже, в будущей, говорю, жизни совершенно будет доказано, что где нет греха, там нет и болезней.
Но не может в том возсиять свете славы небесные, кто здесь был чрез всю жизнь вместилищем тьмы и мрака. Преображение небесное состоит в том, чтоб возрасшие здесь плоды созрели в вертограде райском. О просвещении разума, какое имеет быть в грядущей жизни, говорит Писание, что мы узрим Бога лицем ко лицу, и якоже Он есть. Но чтоб до такого степени достигнуть, надобно, чтоб мы Его и Его совершенства познали здесь хотя, яко в сени и гадании, хотя яко в зерцале. О будущих благих говорит Слово Божие, что на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящими Его. Но надобно, чтоб Христианин, имеяй надежду сего достигнуть, оная благая здесь предвкусил, и мог бы еще в теле сем свободно с Павлом восклицать: живу не к тому аз, но живет во мне Христос. И самый дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия.
Потщимся убо, возлюбленнии, преобразитися в жизни сей в чистоте и непорочности нравов, да возможем преобразитися в жизни грядущей. Взойдем первее на гору добродетели, да сподобимся взыщи и на высоту небесные славы.