Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Воинствующая Церковь
Во плоти ходяще, не по плоти воинствуем. 2Кор.10:3.
Мы воинствуем под знаменем креста Христова, то есть чрез разные искушения, беды и подвиги тщимся достигнуть вечного на небесех покоя; и по тому Христиане, в таком положении здесь на земли пребывающие, называются Богословии испытателями Церковью воинствующею. Но которые уже достигли той счастливой судьбы, что весь житейский подвиг в добродетели и благочестии окончав, причислены на небеси к собору святых, и радуются на райских ложах своих, те составляют Церковь торжествующую.
Враг тщался и тщится всегда напасть на самые веры основания, и погасить искру истины, зажженную в самой внутренности души. Иным влагал он в мысль, что Бога нет, иным, что их два, доброй и злой, другим, что их великое множество; иные думали, что хотя и есть, Бог, но о мире никакого не имеет попечения; другие оттуду заключали, что все в свет делается или по случаю или по необходимости: следовательно в одно мешали добродетель и порок. Другие нападали на бессмеpтие души, и тщилися опровергнуть все будущие блаженные надежды; иные не хотели признавать естества нашего немощи, и Евангельскую благодать, которая ее исцеляет, упорно отвергали. Все века такими чудовищами были обесчещены, и от них наибольше утроба Церкви Христовой раздиралася. Ежели рассудите по-человечески, кажется, не можно бы надеятеся и следам остаться истины при таких тесных обстоятельствах, а наипаче, что гонителей было наибольшее число, а Церкове напротив была малое стадо избранных Божиих. Но нет, сей священный корабль между волнами не погрузился; сия райская роза между терниями больше процвела, сие веры злато всегда с большею светлостью выходило из огненной несчастия пещи.
Герой Христианский жертвует самим собою и жизнью своею добродетели и благочестью. Ибо он лучше жизнь свою на всякой род смерти предаст, нежели захочет остаться явным нарушителем вечной Божеской правды. Жертва велия и священнейшая, и всех жертв основание! Ибо жертва героя военного по толику есть любезна и почтенна, поскольку добродетель сердце героя располагает, и поскольку война для того и предприемлется, чтоб неправду постыдить, а правде торжество доставить. И для того не без основания великого Павел жертву добродетели назвал дополнением жертвы Христовой.
Герой Христианский, торжествуя над пороком, и возносяй рог добродетели, есть красота Церкве, утверждение общества, подпора законов. Ибо муж добродетельный общество и Церковь созидает своим полезным примером, и не дает беззаконным ослабить силу законов Божеских и гражданских. Почему если бы таковых, по несчастью, в роде человеческом не было: законы осталися бы попранны, и общества потряслися бы в своих основаниях.