Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Вхождение в храм
Аще снидется церковь вся вкупе, и вcu языки возглаголют, внидут же и неразумливии или нeвеpниu. 1Кор. 14:23.
Божий храм есть место благодатного Божия присутствия, спокойство и радость совести, тихое волнующихся в океане миpa сего пристанище. Сюда прибегает от другого обиженный, и жалобу свою пускает во уши Господа Саваофа. На сем месте является грехами обремененный, и скорое от оных получает облегчение. К сей священной трапезе притекает, которой поспешает к будущей жизни, и желает насыщаться трапезы на небеси бессмертныя. Лyчше убо есть нам день един во дворах Твоих, Господи, naчe тысящ.
В сих священных храмах различные уготовал нам Бог отрады к совершению для духовных. В них, приносим мы Вышнему свои молитвы, и представляем пред Ним сердца свои том положении, как они от Него созданы. И потому дом сей называется дом молитвы. В них открываем душевные раны свои Врачу душ и телес, и приложением пластыря благодати Его исцеляемея; и потому храм называется духовная врачебница. В них совершаем духовный таинственного причащения пир, и утоляем тот души глад, которой несравненно опаснее телесного: и потому жертвенник нашего приношения называется трапеза Господня. В них разными миpa сего суетами утомленный дух успокоиваем, когда, взошед, услышим сие утешительное небесного Отца к нам приветствие: Приидите ко Мне ecu труждающиеся и обремененныи, и Аз упокою вас.
Но кому в такое место приходить и с какими мыслями, о том вопросим блаженного Давида, или паче самого Бога. Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Он отвечает нам чрез своего Пророка: Ходяй непорочно, и делаяй правду. То есть, который чистейшему Богу служит чистотою духа, и правду, в чем ни есть малейшем, нарушить почитает за великое пpeступление и отягощение совести своея. Такой достойно входит в дом Господен; и в то самое время, когда отворяются ему двери церковные на земли, отверзаются ему райские врата на небеси. Ибо он, входя телом в храм вещественный, мыслью проходит самые небеса, и дерзновенно приступает к престолу Благодати. Дерзновенно, говорю, ибо нет препятствия в соединении его с Богом. Бог есть пресвятый, а он живет непорочно. Бог есть самая правда, а он делает правду. Но когда совесть наша зазирает нам; когда обиженные нами проливают пред Богом слез целые источники; когда за большее почитаем прибыток и человекоугождение, нежели сохранение правды; то как дерзнем взойти в священное место сие, и приступить к трапезе на которой мирная совершается жертва, и при которой молимся о мире всего миpa? Коима очима воззрим на общего Владыку, которой нас освятил кровью Своею, да, от грех избывше, правдою поживем.
Кто прибегает во храм, тот, хотя бы и порочен был, имеет благую надежду со временем придти ко исправлению. Но удаляяйся, болезнь свою усиливает, и наконец приходит во глубину зол и нерадит. Но что бы сему прямым было препятствием? Суетное мудрование и пристрастие к мирским веселостям или прибыткам. Суетное мудрование, аки бы-де и без церкви не возможно было молитися, человче! Если в пристанище волнение, в море кольми паче. Еже ли и здесь развлечение мыслей, и разные предметы смущают Богомыслие; кольми паче, где оставлен ты сам себе? Подлинно, можещи ты везде молитися; но почто удаляешься того общества, которого имееши честь быть членом? Докажи, что ты от сего священного тела не отторгаеши себя; доставе себ утшение, и удовольствие собратии твоей. Таковые извинения суть виды одни; а прямая причина есть пристрастие к забавам и прибыткам. Досужно ли в церкове идти, когда гремят зрелища? Досужно ли в церковь идти, когда лестят приятности чувств? Досужно ли в церковь идти, когда чрез то теряется время к снисканию прибытка? О суетные человеческие надежды и предприятия лживые! Созидая дом, помышляй прежде о основании. Все увеселены суть вредны, все прибытки ненадежны, когда они на добродетели неоснованы. Стяжи оную прежде, стяжи страх Божий, а потому и увеселения твоя будут безгрешны и прибыток благословен. А без того увеселения затмят разум, отвлекут от должности, истощат имение, введут в мотовство и расстройство; а алчба к прибытку поведет путем неправды, вооружит ненавистников, которые нечувствительно подкопают счастья твоего храмину.
Храмы священные, сии домы молитвенные, почитайте духовным училищем вашим и школою Иисуса Христа. Ибо как ленивый ученик, удаляяйся учителя своего, остается в невежестве и заблуждении; так и неимющий охоты притекат в сие духовное училище, пребудет конечно в неведении Бога, закона Его и спасения своего.