Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Вездеприсутствие Божие
Камо пойду от духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу. Пс. 138:7.
Умозрительная истина – Что Бог, по существу Своему, никаким местом объять быть не может, о том ни мало не усумнится, кто явственное о Боге имеет понятие и ведает, что Бог везде есть и вся исполняет. Премудрый Соломон, хотя великолепный и пространнейший Богу Израилеву создал храм; однако, посвящая оной высочайшему имени Его, так в молитве своей к Нему говорил: Господи Боже Израилев, аще небо и небо небесе не довлеют Тебе; кольми пачe храм сей, его же создах имени Твоему! И для сего-то Давид, снося малость свою с величеством Божиим, искал места скрытеся от Него; но видя Его все места наполняющего, ужасаяся возопил: Камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? Бог есть во всех вещах, хотя не включается в них; Он же есть вне всех вещей, хотя не исключается из них, остроумно негде написал Августин. И в таком же разуме некто из мудрых сказал, что Божия присутствия центр есть везде, а окружие нигде.
Мы, да и самые, впрочем, неверующие не опровергают то, что Бог везде есть, и вся исполняет. А потому никакой нет в свете вещи, которая бы не была в Боге, и Бог бы не был в ней. Ибо не сила Его токмо, но самое Его существо всех вещей не наружность токмо окружает, но и всю всякой вещи внутренность проницает и наполняет так, что не остается ни малейшего ни в какой вещи места, из коего Существо Божественное было бы исключаемо, и потому оно со всякою вешью теснейшим и неразлучным соединено есть союзом.
Да сие обще все мы бесспорно утверждаем не о тех токмо тварях, кои нам превосходными кажутся, яко-то о солнце, о звездах, о небеси, о воздухе, о земле, о воде; но и о самых тех, кои, по нашему неосновательному мнению, кажутся быть презренными, хотя оно и не суть в самой вещи таковы, яко-то о насекомых, ползающих по земле, открывающихся в воздухе, о мертвых телах, о раждающихся из них червях, и о прочих, на кои мы иногда без отвращеия смотреть не можем. Однако о всех тех, впрочем, никто не сумнится, аки бы из них Божественное присутствие исключено было. Ибо Бог везде есть и вся исполняет. Иначе если бы и малейшую тварь из того исключать, то нельзя бы было Бога признать вездесущим.
Деятельное правило. – Но со всем тем Божие присутствие иногда к известному некоторому привязуется месту. Так поем во Псалмах: Господь в Синаи во святом, и инде: Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе, и на другом месте: Небо небесе Господеви. A сие Божие слово говорит в рассуждении особенныx некиих на тех местах бывших, или бывающих Божиих действий. Бог на небеси есть ублажением праведных, на Синаи был славным Израильскому народу закона даянием, в Сионе и во храмах, посвященных имени Его, есть милостивым выслушанием приносимых Ему молитв, и исполнением молящихся прошения.
Но уважая сие, истинные Богопочитатели не имеют нужды привязаны быть ни к Иерусалиму, ни к горе Самарийской; но во всяком всюду месте приносимая Богу и Отцу духовная жертва есть Ему благоугодна. О изречение не токмо спасительное, но и самое утешительное! Не изволь много труда прилагать, ища присутствия Божия в отдаленных местах; Он есть на всяком месте. Где есть владычество Его, тамо и присутствие Его, или паче, где есть сердце, верою и добродетелью украшенное, тамо есть Его и обитание.