Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Ветхий человек

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Ветхий человек

Отложите по первому житию ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных: обновляется же духом ума вашего; и облецытся в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Еф. 4:22–24.

Слово Божие точно в нас находит два человека, и именует одного новым, а другого ветхим. И сия новость и ветхость уже не таковы, чтоб мы то принимали без внимания и уважения. Ибо точно гласом Божиим нам предписывается, чтоб отложили мы ветхого человека и облеклися бы в нового человека.

Не надобно думать, чтоб из одного человека делал Апостол двух. Никак, а велит посмотреть на одного человека, но с двух сторон; тогда один человек представится в двух, совсем несходных и противных видах. Посмотри, говорит, на человека, порабощенного страстями, отягощенного пороками, помраченного разумом, лишенного совести, каков он тебе с сей стороны покажется? Покажется ветхим: ибо вкоренившиеся в него страсти суть наподобие в корень древа вползшего червя, которой нечувствительно внутренность точит, древо подъядает, и наклоняет его к падению и тлению. Но посмотри на человека, следующего гласу Господню, хранящего добродетель, просвещенного умом и чистого совестью, каков он тебе с сей стороны покажется? Покажется новым и таковым, каков был создан первый человек в невинности своей. Ибо нет в сем ничего, чтоб приводило человека к смущению, к печали, к болезни, к тлению, к несчастью. Но послушайте и самих Апостольских слов: отложите ветхого человека, тлеющего во похотях прелестных: облецытеся же в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины. Вот прямая ветхость! Вот истинная новость!

Один человек может принимать два вида совсем себе противные. Иной в нем вид, когда следует он здравому рассуждению; иной, когда следует страсти; иной в нем вид, когда он грехом помрачен; иной, когда приходит в раскаяние. Иной в нем вид, когда он отвержен от Бога; иной, когда благодатью Его чрез покаяние оправдается, и приемлется в число чад Божиих. Сия перемна в одном человеке разных видов делает, что когда он из одного состояния переходит в другое, то кажется уже не похожим на самого себя, каков он прежде был. Вот видим, что можно человеку одному стать как бы совсем другим человеком. Теперь нужно рассмотреть, каким образом сия столь нужная для человека перемена, или свойственнее сказать, перерождение может быть.

Отрекись самого себя, собери рассеянную свою мысль, и, призвав помощь Господню, рассмотри с прилежанием внутреннее души своея состояние. Неотменно благодать Божия откроет тебе, что прелести чувств более управляют тобою, нежели рассуждение, что страсти играют сердцем твоим, что ты не видишь прямой добродетели, а ежели и видишь, но единые ее держаться изнемогаешь. Видишь ты доброе и похваляешь, но худому следуешь. Тебя беспокоит совесть; тебя устрашает праведный суд, который определил, от века, чтоб с пороком соединены были несчастливые следствия и в жизни сей и в будущей. Вот в каком виде представишь, ты сам себе вид безобразный, бесчестный, смертоносный. Никак, тебе не должно столь презирать самого себя, чтоб в сем виде хотеть оставатеся

Что ж делать? Отрекись самого себя; брось от себя такую гнусную одежду; поищи лучшей и облекися во оную, да будет вид твой похожим на тот, в каком произвел тебя Творец твой. Ибо настоящий вид твой не есть дело рук Божиих, но ухищрет злобы вражеские, и вредный плод твоего развращения.

Наверх