Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Вера
Праведный от веры жив будет. Рим.1:17.
Ничто столь часто в Христианском учении не поминается, как вера; но и едва ли, что менение прямо понимается, сколько она. При самом начале, да не дерзнет кто сказать, что вера и не вмещает точного понятия: ибо-де что разумом, кто понимает, то уже и не есть вера. Никак, вера без твердого основания быть не может, иначе вышла бы из того истины и лжи весьма опасная смесь.
Без твердого, говорю, основания вера быть не может. Сие основание есть просвещение мысли и добродетель души. Сие в ком есть, того озарить и светлейший веры свет, а без того вера места иметь не может: ибо в злотворную душу не входит Дух премудрости. Подлинно, нельзя узнать человеку все стези, по коим шествует вышняя Премудрость; но доволено, что он узнает, что Бог есть премудр. Нельзя человеку узнать все сокровенные способы, коими Бог тварям благодетельствует; но доволено, что он ясно понимает, что Бог есть самая благость. Нельзя человеку совершенно понять все многоразличные образы, коими Он наказывает преступников: но довольно, что человек не может отрещись, что Бог есть совершенно правосуден. Вот уже и есть в человеке основание веры. Мысль просвещенная, добродтелью подкрепляемая, кладет сие основание; а на сем уже основании августейшая вера сооружает священный храм таинственного пoзнaния.
Кто верует, что Бог есть, тот не может сомниться, что Он есть всемогущ, милосерд вкупе и справедлив. Всемогущество Божие велит безопасно на Его защищение полагаться; милосердие утверждает спасения надежду; правда требует совершенной святости, сходной с непорочною волею Его. Но как человек есть немощен, и всегда находит себя; пред лицом Божиим грешником; следует, что он всегда имел нужду прибегать к Его милосердию, и за основание веры своей положить, что Бог не по заслугам вашим, но по единому милосердию Своему спасает нас.
И понеже правде Божией нельзя быть нарушенной; а каким образом может Бог, не нарушив правосудия Своего, помиловать нас, человек рассуждением своим постигнуть не силен: то благоволил Бог недостаток сей дополнить Откровением своим, и уверил всех древних Богопочитателей, что Он сам в Свое время, приняв на Себя человечество, сделает правосудия с милосердием примирение, и откроет сей способ, столь мало человеческому уму постижимый.
Вера, вселяясь в человека с младенчества, и с его возрастом вкупе возрастая, научает, что Божеству угодно, и что Ему же противно; что клонится к благополучию человеческому, и что к несчастью его; что привлекает Божие благословение, и что Его гнев; что вводит в рай, и что опровергает в вечную муку. Сии понятия тем действительнее в человеческой душе, что она представляет Бога всевидящим, всемогущим и праведным. Представляет Его отцом благоутробнейшим, и судиею нелицемерным. Страшно есть прогневать такового Судью; но страшнее оскорбить такового благоутробнейшего Отца. Нет места, где око Его всевидящее не назирало; нет места, где мстящая Его рука не постигла. Нет времени, когда бы Он праведнику благодтельствовать престал; нет времени, когда бы над нечестивым мщение Его возимело конец. Нет состояния, возраста, пола и лица в рассуждении коих не был бы Он правосуден, воздающий каждому по мере заслуг его
Догмат веры тем есть уважительнее, что он есть основанием добродетели. Нельзя, потеряв веру, не потерять благой совести, нельзя худо верить, а делать хорошо. Древо доброе плоды добры творит, и человек от благого сокровища сердца своего износит благая. В чьей душе утверждено благословенный корень нелицемерной и просвещенной веры, тот сладчайшими добродетели плодами питает свою душу.
Храните убо твердо сокровище веры, яко она есть источником благонравия. Ибо если кто к закону почтение потерял, то чего доброго ожидать? Закон бо совесть нашу удерживает от всякого назло стремления. Если же кто сию узду с себя сбросит; тот удобно впадает во всякое своевольство, и становится игралище плотских склонностей.