Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Великодушие
Помыслите пострадавшего от грешник на Себе прекословие, да не стужаете, душами своими ослабляеми. Не у до крове стасте, противу греху подвизающееся. Евр.12:3–4.
Противности человеку всегда предлежащие суть двоякие: одни внутренние, другие внешние. Внутренние, суть страсти и пороки, а внешние двоякого рода. В первом роде труды, соединенные с каждого должностью, а во втором роде всякие несчастья. И по тому истинное мужество, во-первых, есть, когда кто побеждает страсти; а под именем страстей разумеем мы склонности, стремящаяся против здравого разума. – Кто гневом не воспаляется, кто гордость попирает, кто сребролюбие смеется, кто роскошью гнушается, кто бедностью не сокрушается, кто не пленяется завистью, кто не расслабляется леностью, и чувственными сладострастиями не уловляется – кто таков есть, да приидет к нам, и мы увенчаем любезную его главу лаврами бессмертия? Многие взяли неприступные грады, но от страстей своих пленилися; многие укротили свирепые народы, но непристойных склонностей осталися невольниками. И по тому сия победа других далеко есть блистательнее, сей подвиг Евангельский , сие торжество достойно зрения Ангелов.
С другой стороны, победить себя против чувственных прелестей, помять свои члены трудом, отрясти от своих очей дремание, без скуки снести хлопоты домашние, терпеливо выслушать жалобы оскорбляемые невинности, великодушно, разобрать самые мелкие всякого дела обстоятельства, – без отягощения в непогоду, в ненастье идти в приказ, в полк, в церковь, предварить восходящее солнце, и оному в жертву принести бодрость нашего духа – все сии для нежности наших чувств неприятные затруднения благополучно победить, есть победа велика; сие преодолеть есть великое торжество; таковая добродетель есть истинное мужество.
Кроме того, и на самых добродетельных людей часто падает несчастливый жребий, ежели только можно назвать несчастием, чтоб страдать за справедливость. Клевета часто повреждает их честное имя, зависть не редко лишает их справедливо нажитого имения, и заставляет их свой скудный хлеб мочить слезами; а злость иногда и самую их жизнь с мучением отъмлет.
Подлинно надобно великодушие чтоб все сие снести без смущения. Но где же славный случай оказать нам истинное мужество, если не при таковых обстоятельствах? Когда все течет по желанию нашему, добродетель наша остается сокровенною; и не можем мы оказать искусства, что умеем управлять корабль наш, как токмо при случае грозной непогоды. Пусть сие потребует немалого труда и подвига; но и нельзя же сказать, что ты мужественный Иисуса Христа воин, сидя без действия и в унынии, не ополчаясь против всех противностей духом, веры и мужества исполненным.
Павел, бывый подобный нам человек, окруженный всеми мира сего несчастиями, мог говорить: радуюся во страданиях моих. Вот человек и в несчастиях довольно счастлив, понеже спокоен и радостен!
Но пусть мы дадим место и общей слабости человеческой; но есть еще степени и в добродетелях. Пусть мы не дойдем до совершенства Павлова; так по крайней мере должны мы достигать хотя до того степени добродетели, до которой достигают другие благоразумные и великодушные мужи. Мы и между собою находим таких, из коих одни несчастливые приключения сносят, не допущая себя до расслабления, другие в тех же самых случаях ослабевают, унывают, приходят в отчаяние. От чего сие? Один более укреплен в добродетели и во уповании на Бога, другой, не имея ни того, ни другого, не имеет подпоры слабым мыслям своим, и по тому смущается, и сам себя, а не другой кто, несчастливым
делает.