В доме Симона прокаженного
Великая Среда (икона) Прп. Никиты (икона) исп., игумена...undefined >>

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Утешение несчастных

Утешайте малодушные. 1Сол.5:14.

Сокровище небесное когда единожды получим, никогда его не потеряем. Не боится оно завистливого неприятеля, не опасается вся истлевающего времени, не смущается печалью, не пресекается болезнью, не знает беспокойства страстей. Не наскучит оно, что будет чрез всю продолжаться вечность, ибо к чему бы лучшему желание наше могло устремиться, ничего не будет.

Сим-то утешал Спаситель наш своих, учеников, когда посылал их в мир, яко агнцев посреде волков. Не бойся, говорил Он, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам царство. Не смущайтеся, Мои ученики, что мир на вас нападает всею своею свирепостью, утешайше себя тем, что вы имеете наследовать такое состояние, в котором вас обеспокоить не сильна никакая человеческая злость. Не бойся же и ты, Христианин, мирских превращений, гонений, несчастий. Отец небесный тебя усыновил себе: ежели же ты сын, то и наследник, и неоцененного наследства сего не отымет от тебя никто.

Токмо при всем том долг ваш есть прилежно всегда размышлять, что вы, в каком бы состоянии не были, не уволены, дабы не ходить узкими враты и тесным путем. Евангельский глас, внидите узкими врати, всех без изъятия касается. Пространным путем никому, в каком бы оно состоянии не был, ходить не дозволено; ибо он приводит в пагубу. Внидите узкими враты. Хранить целомудpиe, блюсти воздержание, содержать в чистоте тело и душу, трудом прогонять праздность, молитвою очищать совесть, и непрестанно бороться со страстями и их преодолевать, есть неотрицаемый долг каждого Христианина. Кто так ходит, тот ходит узкими враты и тесным путем. А пространный путь для каждого воспрещен, ибо для каждого пагубен. Блуд и всякая нечистота, невоздержание, роскошь, пиянство, леность, корыстылюбие, скупость, тщеславие и прочие пороки суть пространный путь, но приводят наконец в пагубу.

Не можем сказать, что закон исполнять трудно, когда многие его исполнили. Не можем сказать, что несносно терпеть скудость и нищему, когда многие и добровольно богатства отреклись, и сему безмятежному состоянию себя подвергли. Не можем сказать, что трудно воздержаться от пищи, пития и похоти, когда над всем сим восторжествовали славно. Не можем сказать, что, снабжая других, опасно, чтоб и самих себя до крайней не довести нужды, когда многие, чем более были щедры, тем более невидимо от Бога были благословенны. Не можем сказать, что тягостно сносить обиды и поношения других, когда многие поношающих благословляли, и за обидящих молилися, а чрез то и гнев недругов укротили и их с собою примирили. Вот что действует пример! Он всякое извинение от нас отъемлет.

О вы, которых гонит мир истины ради, вы, лишенные всея человеческие помощи, примером сим утешайтеся! Вы проливаете слезы, а Глава ваша кровь. Вы терпите скудость, а Он висит совсем наг на кресте. Вы в гонении, а Он во гробе. Помыслите убо таковое пострадавшего от грешник на себе прекословие, да не стужаете, душами своими ослабляеми. Подумайте, печалиться ли вам больше надобно, что страждете, или радоваться, что сообразуетесь столь великому Страдальцу? Плакать ли вам, гонимым от людей, или играть, утешаемым от небесного Отца? Божественный Подвижник ваш как на кресте о грешных молилися, чтоб оставлены им были грехи, так всякому изо вас говорит; днесь со Мною, будеши в раи. А страданий Его подражатель Павел и подтверждает то, аще, говорит, с Ним страждем, с Ним и прославимся.

Наверх