Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Успех проповеди Евангельской
Благоизволи Бог буйством проповеди спасти верующих. 1Кор.1:21.
Христианское учение есть православное и спасительное. Первое потому, что учение, которое Христиане содержат, есть древнее: помянух судьбы Твоя от века, и утешихся, и такое, с которым никакая языческая история в сравнение прийти не может. Ибо все, сколько бы их не было, языческие писатели писали уже о том, что было после потопа; а что прежде потопа, о том ничего не писали достоверно, разве только некими догадками, и то из наших же Христианских книг по большой части взяв; следовательно, и Христианское учение, в оных книгах содержимое, есть самое древнее: а самое древнее учение без сомнения должно быть истинное: первое бо благочестие должны люди восприять от Бога. Второе потому, что учение Христианское есть премногими исполнено таинствами, (1Тим.3:16). Такими, которым человек премного дивиться может, но понять не может. 1Кор. 2. А прочие все веры наполнены баснями и лживыми догматами, которым человек разве только совсем ослепленной поверит: как-то языческая, магометанская и еретическая. Третье потому, что Христианское только учение всяких добродетелей учит совершенству. Оно учит всякой правде, как-то: почитать всякого по достоинству, Рим.13:7. Глубокому смирению, Флп.2:5. Ни мало не превозноситься пред Богом и человеки, крайней милости Божией, чудному беззлобию, Мф.5:44: как-то: ударившему в ланиту, обратить и другую, высокому воздержанию, как от брашен, Лк.34, так и от страстей Гал.5:24; а инде того ни мало. В других сектах широкая на всякие сласти отворяется дверь, как в языческой и магометанской. В них, говорю, ни малого не находится о спасении души учения; но или сонное, или весьма странное у них о будущем понятие. Четвертое, одно только Христианское учение показывает человеку, в каком он состоянии, показывает, говорю, ему его бедность, окаянство, скудость Апок.3:17; да так, что вместе представляет и средство, чрез которое бы от оной бедности мог свободиться, то есть веру во Иисуса Христа; а в других соборищах того нет. Из сих доводов не заключить, что Христианское учение есть и истинно и одно душеспасительно, не что иное будет, как при свете глаза закрыть.
Теперь остается узнать, имели ли Апостолы в деле своем успех? Отвели ли народы от идольского заблуждения? Погасили ли огонь идоложертвенный, который иногда курился кровию человеческою? Опровергли ли капища, посвященные людям, пороками прославленным? Удержали ли праздники, страстями посвященные? Заставили ли молчать ложные оракулы? Преодолели ли силу привычки и давнего заобыкновения? Поправили ли нравы, которые порчу свою находили в самом богослужении? Ввели ли новый род жизни святые и беспристрастные? Утвердили ли слабые души упованием бессмертия и жизни вечные? Научили ли чувствами правимых людей покланяться Богу и Отцу духом и истиною? Богу содействующу, до всего того благополучно достигли они, восторжествовала Святая вера, и свет Евангелия осиял всех мысли, разогнав всякую темноту. Сему свидетелем есть самый опыт. Павел еще во свое время, пиша к Римляном, мог убо свободно изъяснится, говоря: вера ваша, Римляне, проповедуется во всем мире. И так что Давид Святый благоволил приложить к проповеди Апостольской? Яко во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их.
Благодарить убо вам, о мужи Божественнии! Святая Церковь, учением вашим и трудами собранная и утвержденная, вашим добродетелями удивляяся, поставляет она в том должную быть от нас вам благодарность, чтоб всегда прославлят имя ваше. Мы, к вам возлетая мыслью усердною, желаем в день воскресения праведных по многотрудном сем течении обрести себе покой в объятиях небесного Отца, вас славно увенчавшего.