Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Упование
Упованием спасохомся. Рим.8:24.
Упование на Бога есть внутреннее уверение, что при добродетели нашей и непорочной совести все устроит нам Бог во благое. Сия истина не только для Христианства, но и для всякого, некоторым светом разума одаренного, есть нимало не сомнительна.
Сколько мытарь не был занят миpcкими суетами и корыстолюбием, но приходил в церковь молитися. Будучи он в прочем развращен, но сию нужную и спасительную для себя мысль не потерял, что надобно приходить в церковь молитися. Сия-то мысль была для него дражайшею надеждою ко исправлению жизни своей, которая надежда его и не обманула. Он видно рассужал в себе: пусть я много согрешил, пусть я отяготил совесть свою неправдою, пусть я заслужил гнев Божий: но при всем том буду я ходить в церковь молитися; авось – либо воззрит на меня человеколюбивое око Божие; авось – либо благодать Его коснется окаянного моего сердца; авось – либо семя слова Божия, падши на моей душе, произрастит некоторый благий плод. По истине так мытарь в себе рассуждал; ибо иначе не вздумал бы никогда он прийти в церковь помолитися. А если бы он от сего святого места себя навсегда отдалил; в неисправности и в нераскаянии окончал бы свою окаянную жизнь. Се бо, вопиет Давид, удаляющегося от Тебе погибнуть.
А из сего вот что прямо следует, что упование наше на Бога не состоит в одном токмо мысленном умозрительстве, но в самом деле, то есть не в том, чтоб положится во всем на Бога, а самому, опустив руки, сидеть со всяким расслаблением. Нет, сие было бы искушать Бога, аки бы нашему расслаблению и лености мог быть Он помощником. Чтобы Бог управил дела твои во благое тебе; ты со своей стороны дары Его и способности употребляй на тот конец, на которой Он определил, и наблюдай уставленный Им порядок: и тогда-то сретится твоя добродетель со милосердым Божиим о ней благоволением; и сие будет тебе твердым упования на Бога основанием. И потому те обманывают сами себя, которые, препровождая жизнь зазорную без всякого раскаяния, но тем не меньше говоря, что Бог милосерд, не беспокоятся, чтоб находились они в бедствии спасения. Надобно исправить свою жизнь и подвести ее под правило добрые совести, и тогда упованием Божия благоволения утешать себя.