В доме Симона прокаженного
Великая Среда (икона) Прп. Никиты (икона) исп., игумена...undefined >>

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Уныние

И уны во мне дух мой во мне смеятеся сердце мое. Пс.142.

Будем благодушны во всяком случае, то есть трудном, скучном и несчастливом, ведая, что всеми приключениями промысл Божий свято управляет. Течение жизни сея проходить будем радостно, и спокойно последние часы наших дней окончим, остаясь во уверении, что сей предел есть свят и справедлив.

Но если бы принять противное мнение, то есть, что жизнь сия есть суетна и горестна; весьма неприятные могут из того произойти следствия, а именно: будем скучать жизнью своею, и роптать на Того, которой нам оную даровал: бросим себя в некоторой род уныния и расслабления, а чрез-то к понесению должностей и ко взаимным общества услугам сделаемся неспособными: ибо умертвим свои силы, и изсушим источник действий. Да и какая бы уже нужда была много прилежать к трудам и делам, если бы согласиться на сие печальное мнение, что все в свете суетно?

Таковая мысль происходит в некоторых от несчастливого меланхолического состава их расположения. Они, имея мысль помраченную разными скучными воображениями, и мучась непрестанно внутренним беспокойством, все уже себе представляют невеселым, худым, испорченным; все им не нравится, все досадно; и из таковой своей собственной жизни делают генеральное заключение о жизни всех вообще: подобно как человеку, имеющему глаза болящие иктерическою болезнью, все представляется желтым. Но таковые люди не столько обвинения, сколь сожаления достойны: ибо их произволение не весьма бывает действительно по несчастью природы и воспитания.

Но есть еще люди, которые опочивают в недрах праздности, у которых все члены от роскоши, изнежены, не могут понести трудов, каких требует добродетели подвиг. Они любят ходить по цветам, они страшатся взойти на оную священную высоту, на верху которой поставлен храм добродетели. Ибо чрез праздность расслабили они все силы телесные и душевные; естественные способности умертвили, погасили дух благородства и Божие превратили намерение. И для того, понеже они не текут, так и не постигают: как ничего не делают, так ничего и не получают, кроме печальных следствий, лишением истинной славы препровождаемых.

Праздная жизнь причиною бывает многих пороков, а именно уныния, или расслабления душевного. Но кто впадает в уныние, тот начинает скучать, что он избрал такое для себя состояние, которое уже ему представляется несносным. От таковой скуки раждается задумчивость; а задумчивость к дурным согласиям, предприятиям и роптаниям повод подает. Такие мысли беспокойны, сие внутреннее мучение несносно: что же делать? Надобно стараться их вином погашать! – от чего родится к пьянству привычка, которая когда кем овладеет, то и последнее добродетели чувствие в нем истребляет; от чего напоследок выходит ужасная и многих слез достойная души своея погибель.

Наверх