В доме Симона прокаженного
Великая Среда (икона) Прп. Никиты (икона) исп., игумена...undefined >>

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Украшение храмов

Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Пс.25:8.

Радуюсь я духом моим, находя здесь истинное благочестие, и что вы в вере и православии твердо и благочестиво пребываете. Ибо се вижу благолепный храм о Божий, устроенный от вас для приношения молитв ваших великому Богу, и для празднования праздников ваших духовных. Где бо лучше найти вам покой по трудах ваших, утешение в ваших злоключениях, и радость сердечную восчуствовать вам по соделании добра, как не в сем храме молитвенном, при открытии ваших сердец и совестей небесному Отцу, любящему нас яко чад своих?

Домы наши внутрь стен своих заключают много постыдного и отвратительного для святейшего лица Божия: по крайней мере от сих священных храмов да не удалится благодатное присутствие Его. Где услышим мы глас, отпущающий нам грехи наши? Где найдем поправление своим развратным нравам? Где удержать своим страстным склонностям? Где утешение в печалях, где отраду в унынии, где от молвы и суеты мирской отдохновение? Где от гонений и несчастий защиту, где как не в сем благодатном жилище Божием?

Се вижу я и святый престол водруженный, на котором вы вышнему Владыце приносите бескровную жертву при излиянии ваших молитв, происходящих от души непорочной. Се созерцаю и украшение храма сего, честные иконы, изобразующие лики великих добродетелью Богу угодивших мужей. Ибо сие доказывает, что вы иx доброе житие за велико оценяете и оному сами подражать желаете. Все сие не веселит ли попремногу дух пастыря вашего? Поистинне великое, зря и рассуждая сие, чувствую в сердце своем утешение. Особливо, что таковыми благочестия знаменьями вы делаете души свои жилищем Святого Духа, и, собираясь здесь, в храме Господнем, составляет церковь Божию. Ибо церковь есть собрание благочестивых и православных Христиан, как пишется о том во святых книгах: вы есть Церкви Бога жива, u Дyx Божий живет в вас.

А из сего видимо, сколь тесен есть союз о между сими храмами и самыми Христианами.

Храм сей, дабы достойно воздвигнуть его, надобно, чтоб прежде учинить себя приятным Богу жилищем. Тогда дело благо, когда намерение свято. Сооружение дома молитвы не может происходить, разве от истинного благочестия, которое не прежде во основание его полагает камень, как сердце свое утверждает верою. О сколь твердо и великолепно должно быть таковое здание, которого состав не древом и железом, но добродетелию скрепляется!

Но и весь святой храм, будучи благолепно украшен, всегдашним для Христианина есть напоминанием, чтоб внутренность сердца своего, где надлежит обитать Духу Святому, украшал он златом веры, и камением драгим добродетели, по оному верховного из Апостолов слову: и вы, яко камение живо, зиждиться в храме духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны благоприятны Богови Иисус Христом. Ибо как бы было сие безместно и постыдно, если бы вещь нечувствительная, яко-то древо и камень, были украшены, и сияние бы от себя испускали: а Христианин был бы безобразнее, и на глас Божий нечувствительнее всякого древа и камения поверженного!

Христианин! прежде, нежели ты предпримешь созидати храм, оснуй, утверди и украси домашнюю свою церковь. Основанием ее есть вера, утверждением надежда, украшением любовь. Без сего драгоценного вещества не может воздвижено быть сие славное здание. Вера истинная просветит твои мысли; надежда разрушит излишнее твое к миру сему пристрастие; любовь изженет из сердца твоего страсть и порок; просвещённая мысль предохранит тебя от всякого заблуждения и откроет путь правый. Неимение к миру сему пристрастия заставит тебя более угождати духу, нежели плоти; непорочное сердце возвестит тебе радость спасения. Когда же человек толикого достиг совершенства, и дух к суете мирской не привязан и сердце непорочно: он себя тогда делает достойным обиталищем Духу Святому.

Наверх