В доме Симона прокаженного
Великая Среда (икона) Прп. Никиты (икона) исп., игумена...undefined >>

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Сыноположение по благодати

Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Не приясте бо духа работы паки в боязнь; но приясте духа сыноположения, о нем же вопием: Авва, Отче! Рим.8:14–15.

Да возгласит нам днесь Апостольский глас: посла Бог Духа Сына своего, вопиюща в сердца ваша: Авва, Отче! Послал Бог Сына своего во утробу пресвятой Девы, но вкупе послал и Духа Его в сердца наши. Послал бесплотного, да восприимет плоть, послал Духа животворящего, да оживотворит нас. Во утробе пресвятой Девы принял Сын образ раба, в сердца наши посланный Дух сообщает нам образ свой. Сын, став плотью соединяется с плотию нашею, Дух, вселяющийся в нас, становится едино с духом нашим. Тем освящается плоть, сим оживотворяется дух. Заченшая и родившая Дева становится матерью Божиею, удостоившиеся восприять в себя Духа Божия, становимся чадами Божиими. Дева, став матерью чувствует матернюю любовь к Рожденному от нее, удостоившиеся стать чадами Божиими, чувствуют сыновнюю любовь к небесному Отцу, и вопиют к Нему внутренними сердца воплем: Авва, Отче!

И так открыты для нас два таинственные чудодействия. Во утробе Девы совершается непостижимое воплощение, в сердцах верных совершается неизглаголанное усыновление. Восприятие Сыном Божиим нашея плоти возносит наше естество, соединение нашего духа с Духом Его делает нас богоподобными. Сын Божий становится сыном человеческим, а мы в замену того сынами Божиими. О бездна благости и таинств источник неисчерпаемый! Какой язык доволен изъяснить величество таковых чудес?

Ничего желать того состояния, в котором были созданы мы от Бога. Тебе из мысли не выходит рай: да что ж? Разве сие не рай, что верующим во Xpиста дана власть сынами Божиими быть? Разве сие не рай, что нам чрез Xpиста от Бoжиeй благости даровано то, что око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыде? Да сие-то самое и есть настоящий рай. Рай же, который насажден был на востоцех, был некоторый образ и подобие ныне нами чрез Христа данного рая. Что нам чрез Христа ни дано, то все велико, все высоко, все непостижимо: и Пророческий и Апостольский и всех просто святых лико Божию так сбывшуюся милость более молчанием проповедует, и сколько более силится сию описать благодать, столько более тоя изобилием унижается. О сем-то нашем спасении говорит теплый верою Петр: взыскаша и испыташа пророцы, иже о вашей благодати прорекше, и прежде свидетельствующе о Христовых страстех, и сим последующих словах, в няже желают Ангели приникнути. Павел о подлиннее всех таковое чрез Христа приобретенное благополучие описывает; и нельзя-де сказать, какой тот удостоился чести, которой именем христианским назнаменался. Да может ли тут быть какой недостаток, где так изобильная благодати Христовой излилась река? Верно слово, и всякого приятия достойно, что Господь Иисус прииде во мир грешников спаси и; понеже, как исполнилось определенное время, когда, говорю, закон прошел, сени протекли, письмя уступило, посылает Бог Сына своего единородного, раждаемого от жены, бываемого под законом, да подзаконные искупить, да всыновление восприимем. Да яко будете сынове, посла Бог Духа Сына своего, вопиюща в сердца ваша: Авва, Отче! Тем же уже неси раб, но сын, аще ли же сын, то уже и наследник Божий Иисус Христом. Теперь уже к тому несте странни и пришельцы, но сожителе святым и домашнии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу. Вас питавши и греет Господь Иисус: зане уди есмы тела Христова, от плоти Его и от костей Его, нами, званными иудеям и еллинам, Христос есть Божия сила и Божия премудрость. Божие стяжание, Божие здание есть; се сыти есть, се обогатистеся, с Богом воцаристеся. Грешни бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога вашего. Ни едино убо ныне осуждение сущими во Христа Иисусе, не по плоти ходящим, но по Духу. Оправдившеся бо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом: той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и пришед, благовести дальним и ближним. Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец, едино тело: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть иудей ни еллин, несть раб ни свобод, несть мужеский пол ни женский. Вси бо вы едино есть о Христе Иисусе: аще ли вы Христовы, убо Авраамле семя есть, и по обетованию наследницы. Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся; Господь близ: ныне время благоприятно, ныне день спасения. Что убо речем к сим? Аще Бог по нас, кто на ны? Иже убо своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его, как убо не с Ним вся нам дарствует? Ежели еще грешником сущим нам Христос за нас умре; много паче, оправдани бывше кровию Его, спасемся Им от гнева. Аще бо, врази бывше, примирихомся с Богом смертью Сына Его; множае паче, примирившеся, спасемся в живот Его. Тако приветствую вас, род избранный, царское священие, язык свят, люди обновления, камение живое, храм духовный, святительство святое, Божие особенное достояние! Радуйся новый Израиль, возлюбленный Богу народ, на нем же пониет мир и милость Божия! Да возрадуется душа твоя о Господе; облече бо тя в ризу спасения, и одеждою веселия одея тя; яко на жениха возложи на тя венец, и яко невесту украси тя. Да обратится душа твоя в покой твой, яко Господь благодействова тя; яко избави душу твою от смерти очи твои от слез и нозе твои от поползновения. Приступите убо к Сионстей горе, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному и тьмам Ангелов, торжеству, и ко церкви первородных, на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведных совершенных и к Ходатаю завета нового Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева.

При такой же вере надобно ли быть добрым делом? Неотменно, первое для того, чтоб нами пред Богом какую-нибудь свою благодарность оказать за толь великую Его милость, которую явили во Христе. Рим. 6:1; 1Кор.6:11, 20. Второе, Христос не за тем нас от грехов очистил, чтоб мы во грехах пребывали, но целомудренно, праведно и благополучно пожили бы в нынешнем веце. Тита 2,11. Третье, что благодать Христова за тем нам и дана, чтоб мы, когда без нее и помыслить доброго не могли, на всякое благое, с помощью ее, готовы были, не опасаясь того, что весь закон не исполним: понеже убо благодать Христова наши недостатки прикроет. Рим. 13:12; 2Кор.6:1. Четвертое, для того, что наша вера должна быть живая, плодоносная, действительная, а не мертвая, то есть, должна чрез добрые дела себя оказывать, а без них не будет и вера истинная, но диавольская. Следственно, объявимся, что в нас никакого не было оправдания, но одно токмо устное и лицемерное веры исповедание, Гал. 5:6, 22. И в сем-то состоит вся нашего оправдания окружность; таким-то образом мы из нечестивых грешников пришли в христианство, и благодатию Христовою призваны; в милости Божией чрез заслуги Христовы убежище себе нашли. Вси во нечестиви бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и духом Бога нашего.

Наверх