Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Священство

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Священство

Шедше, покажитеся священником. И бысть идущим, очистишася. Лк.17:14.

Священство есть таинство, во котором Дух Святый чрез служителя своего рукополагает достойно избранного, дабы совершать тайны и пасти Христово стадо.

Должность пастырей и учителей церковных есть:

 l) учить, а учение сие состоит в следующем: наставить на истину, отразить противные мнения, утверждать в добрых нравах, а безчинных приводит ко исправлению.

 2) Совершать тайны и общие молитвы, как на пр. крестить, подавать приобщение, принимать покаяние и проч.

 Дана еще от Спасителя нашего пастырем церковным власть вязать и решить, или власть ключей, которая состоит в том, что они могут, да и должны неисправного Христианина, или крайне ожесточенного явного грешника, по многих увещаниях, напоследок именем Христовым от общества церкве Христовы отсечь, и объявить его не Xpистианином, и сие есть связать. Но ежели таковой, умягчившися благодатью Божиею, потом истинное принесет покаяние, паки в число церкве Христовы принимается, и сие есть разрешить. Важные сея власти должно быть единственное основание, слово Божие.

B Ветхом Завете не все назначены быть служителями Бoжиими, а токмо одни перворожденные. Но, как и они по определению закона были выкупаемы, то вместо их на всегдашнее службы Господней отправление был назначен один Левитской род.

Но в Новом Завете не некоторые, но все без изъятия должны быть жрецы Вышнего и священницы. Ибо все Христиане, быв освящены кровью Христовою, суть, по слову Апостола Петра, царское священие, языка свят. Все обязаны возносити жертвы духовны, благоприятны Богови. И потому во Апокалипсисе все, всякого чина и состояния, удостоившиеся предстать престолу Господа славы, с радостью благодарения к Нему вопиют: сотворил ecu нас Цари и Иереи. Есть подлинно и в Новом Завете особливые саном пастырства и учительства почтенные, но они суть токмо руководители в священнодействии. И когда священник совершает духовную жертву, всяк вкупе с ним, яко касаяйся священного потира, оную приносит. Нет в церкви Xpистовой простых зрителей, а все суть лица действующие.

При сем не могу я без некоторого боязненного движения вообразить тяжесть звания Архиерейского. Ибо попечению его поручен залог дражайший, души, искупленные безценною кровью единородного Сына Божия. В сих чистейших созданиях, по образу Божию и по подобию сотворенных, надлежит всемерно хранить, дабы начертанное в них подобие святейшее чем не истребилось, и не помрачилось сияние славы образа Божия. Надлежит подкрепить, скорбящих утешить, отчаянных восставить, развращенных исправить, наставить невежествующих, дерзновенных обуздать, нераскаянных привести в чувство, кающихся утешить, и из разнообразных видов составить врачевство, сохраняющее здравие душевное. Се глас Господа сил оглашает уши мои: сыне человeчь! Стража дах тя дому Израилеву: крове виною твоею погибшего от руки твоея взыщу.

Но может быть у некоторых едва ли есть человек унижение, как совершитель Божественных таин! Презренный смехотворец развратного зрелища большого от некоторых удостоиваетея почтения.

Сие не к тому говорится, аки бы со стороны нашей сие происходило или от досады, или от мщения, или от предпримчивого о себе мнения. Никак, Бог свидетель! Служители Евангелия давно с Павлом определены быть отребиями миpa и в уничижении поставлять славу свою. Но дал бы Бог, чтоб сие оканчивалось на одном несчастье и терпении пастырей! Дал бы Бог, чтоб только на сем оканчивалось! Надобно опасаться, чтоб сие общей в нравах развратности не было плодом или причиною. Когда презрен держащий в руках священный веры залоге не простирается ли сие и до самого залога? Не простирается ли сие и до самого Того, Который сей великий залог поручил? Ибо кажется, невозможно, чтоб сей драгоценный залог был паче всего любим и уважаем, а презрен бы был тот, коему он поверен.

А чтоб все сие еще более не могло действовать, надобно вам, Пастыри звание свое утверждать собственными примером своим. Едва ли быть может больший соблазн и препона делу Божию, если предлагаемому учению ни жизнь, ни дела не соответствуют. Хладеет слово благочестия во устах того, которого сердце не возженно небесным любви Божия огнем. Да и при том дается случай другому думать, что и сам предлагающей истину, едва ли прямо уверено о ней, когда он иное на словах, иное на деле показывает. Тем же безответен ecu, о человече! Слово Бoжиe к таковому говорит: всяк судяй, а творяй иное: им же бo судом судиши друга, себе осуждаеши. Научая иного, себе ли не учиши? Иже в законе хвалишися, но преступлением закона Бога бесчествуеши.

Ежели сожалеть можем, что некоторые Пастыри учением не довольно просвещены: кольми паче жалеть надобно, ежели иные и к Богу малоусердны, и их жестокую душу страх Божий не весьма пронзает. Благочестивый пастырь и без дальнего учения примером воспользует, а ученый, но без благочестия, нимало, или что учением созиждет, то худым своим житием разорит. Впрочем, ничто не может быть драгоценнее, ничто любезнее, ничто пристойнее, как пастырь, в котором учение с благочестием соединено есть. Иже бо сотворить и научить той велий наречется в царствии небесным.

Наверх