Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Свойства мира, плоти и крови
Все, еже есть в мире, похоть плотская и похоть очима, и гордость житейская несть от Отца, но от мирa сего есть. 1Ин.11:16.
Явление плоти и крови, во-первых, есть, когда что почитается за истинное и доброе по одной привычке. Многие тому последуют, то одобряют и держат, что с млеком младенчества приняли, или что видят у большей людей части во употребление. Но как разум, да и всегдашний опыт нас уверяет, что мы привыкаем не только к доброму, но едва ли не больше и к худому: для того рассуждение, утверждаемое на одной только привычке, больше животным, нежели разумной твари приличествует.
Отсюду раждается невежество и суеверство. Понеже мысль привычкою, как оковами связанная, к исследованию новых истин сама у себя вольность отнимает, и в скудости своей почитает себя довольною, в невежестве просвещенною, в заблуждении благочестивою. Сия болезнь тем есть опаснее, что разве с великою трудностью излечить ее можно. Понеже привычка становится другою природою, и потому обыкновенно соединена бывает она с непобедимым упорством.
Есть также действие плоти и крови, когда только почитается то за истинное и доброе, что умножает наше имение, что приятно чувствам, что соединено с честью. Подлинно дозволительно умножать имение, но справедливыми образом, безгрешны приятности чувств, но, когда они непротивны разуму, похвальна есть честь, только бы она состояла не так в других о нас мнении, которое часто бывает несправедливо, как в люблении честности. Однако очень часто случается сему противное. Ибо для приобретения истинные добродетели надобно иметь труд и пролить не одну каплю пота, надобно иногда понести некоторую имения утрату, а некогда надобно себя подвергнуть других худому, хотя неосновательному мнению. Но как все сие нежности наших чувств есть неприятно, и первому легкому воображению невместительно, для сего часто плоть и кровь берет верх над разумом, и чувства себе дух порабощают. Один в своей должности нерадив, понеже не хочет свои изнеженные члены трудом обеспокоить, другой правду нарушает, дабы чрез то умножить свой прибыток, третий умалчивает правду, чтоб не нажить себе врагов, и чрез тебе не понести ущербу чести своей. Такие и подобные плотские рассуждения, трудно сказать, сколь много повреждают похвальную наших дело систему.
Кажется, нельзя человеку столь ослепленну быть, чтоб, зная и важность и пользу повеления, Божия, предпочесть оному мирские прихоти, которые ощутительно тщетны и вредны.
Бог призывает в церковь, мир - на зрелища и на игры. Сюда или мало или c отягощением приходят, а туда текут, яко на крылах ветренних. Бог, чтобы состояние в церкви не столь было отяготительно, устрояет духовную музыку, где играет на божественных гуслях Царь и Пророк, а припевают Ангели, и где не уши, а самое сердце сладостным восторгом восхищается, a мир звенит орудиями вещественными, только уши оглашаются, а душа и совесть никакого участия не приемлют, однако божественная музыка не столько бывает привлекательна, сколько мирская. Бог велит нам воздерживаться и постится, чего бы надлежало послушаться не только по уважению величества Божия, но и для видимой пользы нашей, но мир то чинит воспрещает, и его воспрещение действует, а Божие повеление оставляется. Бог повелевает держаться правды, а от неправды удалятся, да и на самом деле показывает, что правда спасительна, а неправда вредна и погибельна. Но и в сем мире выигрывает, представляя правду сухою и бесплодною, а неправду прибыточною. Бог велит каяться, и покаяние свидетельствовать сердечным пред Ним исповеданием, и впредь заграждать дорогу грехам причащением, но миp, не знаю, какими резонами отводит и от сего, и столько сильно действует, что, не только ко греху привязывает, но и отстать от него не допускает.
Исчислять все таковые случаи было бы долговременно, да и сами вы ведаете, что миp почти совсем вопреки Божиим заповедям и поступает, и поступать научает. Недостойно ли таковое превращение не только размышления, но и удивления нашего? Пусть бы сие творили мы в неведении, но все ведаем, что не только того требует воля Бoжия, но что и прямо то для нас полезно, однако творим противное тому, хотя также знаем, что оно ко вреду нашему служит.
Для чего и ныне Церковь Божия в некоторых своих детях не видит таких непорочных нравов, каких бы она желала? Для чего ее святое учение во многих остается бесплодно? Для чего не имеет она сего удовольствия, чтоб видеть страсти под ногами у добродетели? О ты, плоть и кровь! ты тяжестью своею обременяешь сердца наши, и к горним вознестися не допускаешь!