Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Свобода
Приникший в законе совершен свободы и пребыв, сей не слышатель забытлив быв, но творец дела: сей блажен в делании своем будет. Иак.1:25.
Существо нашея души одаренно есть свободностью. Почему мы, не яко машины, стремлением управляемые, но со рассуждением и советом беспринужденно избираем доброе или злое. Ежели несколько можно человеческому уму проникать в тайны советов Божиих, усматриваю я, что премудрый Творец дарованною свободностью предуготовлял для нас путь к блаженству. Ибо известно, что где нет свободности, там нет ни наказанию, ни награждению места.
Ежели бы ты был всегда склонен только к единому добру, не можно бы было тебе прямо приписать ни добродетели, ни заслуги, ни чести, ты бы был тогда некоторое невольное орудие, действуемое другим, а не собою, казался бы ты хорошим, но сия доброта, яко не твоя, не от твоего произволения и тщания происшедшая, не приносила бы тебе никакой чести, ни славы, ни награды. Нет! Бог премудрый тебя иначе устроил, чтоб более тебя прославить и возвеличить: дал тебе произволение, посему ты стал склонен к добру, но стало склонен и к худому.
Чем же более кто употребляет разумной осторожности, чем более ограждает сердце свое страхом Божиим, тем более находит в себе силы побеждать порок и отражать страсть. А из сего видим, что от нашего произволения и расположения зависит, отдать себя в объятия добродетели или в порабощение порока.
Кто было столь мало радящий о себе, или паче ненавидящий себя, который бы по крайней море, не восхотел быть в состоянии всегда радостном, какое доставляет честная жизнь?
Таковое духовное служение Богу будет, конечно, сопровождаемо свободою Евангельскою. Идеже Дух Господен, там свобода, по Апостольскому слову. Истинный богочтец ни к чему телесному не привязан, но, восходя Духом выше тела, и выше всего миpa, приближается к самому Богу Духу и Богу Духов. Идеже Дух Господен, там свобода.
Истинный богочтец служит Богу без всякого принуждения, с радостною охотою и ревностью. Ибо какая добродетель быть может принужденная? Идеже Дyx Господен, там свобода. Истинный богочтец служит Богу не от страха, не от боязни, его сердце исполнено любовью. А совершенная любовь вон изгоняет страх. Страшить есть свойственно закону, а благодать Евангельская вся есть сладость и утеха. И потому сказано: праведнику закон не лежит. Беззаконника должно страшить казнями, в закон объявленными, а праведник всегда служить будет Богу по чувствию своея совести, хотя бы никакой закон его к тому не обязывал. Идеже Дyx Господен, там свобода.
Истинный богочтец служит Богу не из платы, не из награды; ибо сие свойственно наемнику. Сын Евангелия в служении Богу никогда не ослабеет, хотя бы он за то никакой не ожидал награды. В самом служении яко упражнении сладчайшем, к Богу его приближающем находит уже он довольную награду. Идеже Дух Господен там свобода.
Истинный богочтец не порабощен страстями, они его не могут удерживать свободно следовать разуму, совести, паче же благодати Божией, и потому-то сказано: о Хpиcте Иисусе несть раб, ни свобода. В Церкви Христовой все свободны, все благородны. В ней раб есть тот только, который есть раб греха, раб по миру, но Христианин добродетельный есть свободен у Бога, а свободный и благородный по миpy, но связанный пороками и страстями, есть раб по суду Вышнего.
Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободные. В сем заключается иносказание. Сын свободный означает свободного по духу Евангельскому, а сын рабы означает порабощенного грехами. Глас Божий возгласил Аврааму: изжени рабу и сына ее, не имать бо наследовати сын рабынине с сыном свободные, и тебе, Христианин! Тот же глас вопиет: из жени рабу и сына ее. Все то, что дух твой порабощает и связывает действия твоего разума и совести, истреби из себя. Ибо доколе в тебе есть сие насильственное рабство, не может дух, разум, совесть, благодать свободно действовать, Идеже Дух Господен, там свобода.