Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Супружество
Жене муж должную любовь да воздает, такожде и жена мужу. 1Кор.7:3.
Брак есть честен, и союз супружеский благословен Богом. Благословен, но с тем, дабы сохранить силу Творца в произвождении подобных себе, и к непрерывному человеческого рода продолжению, благословен, чтоб супружникам стать родителями, и иметь то удовольствие, чтоб увидеть себя, яко новосаждениями масличными. Блажен, кто с святым сим намерением вступает в супружеской союзе, он избирает супругу не по страсти, но смотрит на добродетель ее. Он взирает не на богатство, но на честность воспитания ее. Он уловляется не столько красотою ее, сколько ее благонравием. Он не столько уважает знаменитость рода ее, сколько честность составляющих ее родство. Таковое избрание, яко на благоразумии основанное, учинит брак благословенным и супружников блаженными. Их сожитие будет любовью растворено, никакой сторонний предмет не возможет искусити их добродетели, ибо честность, а не страсть управляет их душою. Плод чрева их непорочен, он играть будет в их отеческих объятиях, и утешаться их лобзаниями святыми, воспитать его во благонравии первое их будет тщание. Да и не трудно им будет его во благонравии воспитать, ибо, будучи сами добродетельны, и подавая в домашнем обхождении всегдашний пример честности, не дадут случая видеть младенцу какой-либо соблазн или претыкание. Он будет носить на лице образ их, но тот же образ сохранит и во нравах своих. Таковой сын будет родителям сладчайшим утешением, заставит других завидовать их счастью.
Когда же сим сокровищем обогатят себя родители, то тем самим и дом их в наилучшем состоять будет благоустроении, будет яко чаша, исполненная вином благовонным. Добродетельная супружница обыкновенно бывает и благоразумная домостроительница.
Сколько же сей союз есть свят и неразлучен, еще более то объясняет Апостол Павел. Он в одном месте говорит: не владеет своим телом муж, но жена, и не владеет телом своим жена, но муж. Не властна-де в теле своем жена, но властен в нем муж, и не властен в своем теле муж, но властна в нем жена. А в другом месте еще важнее сей союз объясняет Апостол: тайна сия велика есть, аз же глаголю во Христа и во Церковь. Церковь соединяется со Xpистом, яко тело со главою, столь неразлучно, что ни Христос без Церкви, ни Церковь без Христа никогда быть не могут. О! Поистине тайна супружества велика есть, когда она всегда должна быть великим знамением вечного Христа с Церковью соединения!
Но нельзя, чтоб при сем не обратить строгость нравоучения Христианского на некоторые брачные наших времен союзы. Немалая часть, не уважая, или пренебрегая святость законного супружества, привыкши к своевольству, препровождают дни свои в развратности и распутности. В плотских сладострастиях столь погружаются, что, по Апостольскому словеси, яже тай бываемая, срамно есть и глаголати. Наказание с преступлением правда Бoжия соединила нераздельно. За таковою развратностью тотчас следует упущение должности, презрение от честных людей, в произвождении на высшие степени встречающиеся препятствия, истощение родительским потом снисканного имения, бедность и нищета, постыдное по домам милостыни испрашивание. Сверх того, различные болезни изнуряют тело, приводят оное в отвратительное гноение, и прежде времени жизненное дыхание погашают. Уже не говорю о бедственном состоянии души, и о последующем чрез всю вечность за то наказании.
А некоторые, восчувствовав все сии пагубные следствия, и вступают в брак, но при самом начале полагают уже основание будущего своего несчастия, и в самое святое действие вмешивают страсть. Во избирании будущие в жизни своей помощницы смотрят на богатство, разбирают знаменитость рода, прельщаются надеждою богатого наследства, пленяются наружным видом, других пленят могущим, а благонравие где? Где доброе воспитание? Где уважение честности рода? Где надежда, найти в супружнице подкрепление добродетели своей, в домостроительстве помощь, в воспитании детей споспешество? Сии окрестности почитаются или излишними, или маловажными, или случайными. Что же потом? Несколько дней или месяцев не успеет пройти, как уже и начинает дух несогласия всевать ссоры к немиролюбному житию. Тленность красоты со временем увядает, а чрез то утухает жар неосновательной любви. Надежда, получить какое-либо имение или выгоды, чрез многоразличные случаи уходит из рук. Супружница представляется незаслуживающею внимания и отвратительною. Дом чрез нарушение согласия приходит в упадок, дети остаются без воспитания, мало, что «остаются без воспитания, еще притом развратностью своею мучительно терзают несчастливых родителей сердце. Чем помочь столь бедно погружающемуся кораблю? Одна добродетель сие волнение может утишить и привесть к пристанищу. Но ее нет: она еще при самом начале вступления в брак пренебрежена. Ищут разводов, то есть, чтоб расторгнуть те священные клятвы, которыми они ко взаимному себя любленно обязали пред лицем алтаря. По получении сего несчастливого расторжения предаются власти своевольной жизни, дети остаются без родителей, аки бы они уже мертвые были, или не знают, кому они из родителей принадлежат. Вот какие следствия нарушения порядка, Богом уставленного!