Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Суеты житейские
Суета суетствий, и всяческая суета. Екклес.1:2.
На многих местах Писания Святого подлинно находим мы, что жизнь сия описывается жизнью суетною, горестною и окаянною. Мы можем некоторые места именно здесь привести. Пророк Давид с жалобою говорит: увы мне, яко пришельствие мое продолжися. Сходно с сим говорит Апостол Павел: окаянен аз человек! Кто мя избавит от тела смерти сея? Таковых же мыслей и Апостол Иаков. Кая жизнь ваша, пишет он, пара бo есть. Все же сие заключается в оных Соломоновых словах: суета суетствий, и всяческая суета.
Подлинно, сколько сует! Сколько забот! Сколько страстей, коими обременяется несчастливый земнородный! Снискивание пропитания тягостными трудами, содержание семьи и дома, исправление многотрудных, возложенных на всякого должностей, сколько требуют времени! Но сии нужды суть естественны, и потому непредосудительны. Прибавьте к сему неправедных судей привязки, сильных притеснения, клеветников разглашения, ненавистников подкопы, ласкателей пронырства, сколько надобно занять мысль свою, чтоб от оных себя предостеречь, или наносимое отвратить, или будущая предупредить, и в сих всюду расставленных сетях не увязнуть? Но что еще надобно сказать о самовольных наших прихотях, чтоб приумножить прибытки, чтоб на высшую подняться честь, чтоб здания расширить, чтоб столь различными пищами отяготить, чтоб изобрести новые роды увеселений, и суетными зрелищами свой вкус удовольствовать? Сколько потребно времени, чтоб сии замыслы по намерению окончить и беспредельные желания насытить? Я мню, что и самой вечности на сие бы не достало.
Но как все учение Писания Божественного справедливо почитается учением Святого Духа, то по сему и не можно помянутый выше слова так разуметь, чтоб оные, прямо охуждали жизнь человеческую, которая есть Бога человеколюбивого дар дражайший. Но как же их толковать и разуметь надобно? Разуметь надлежит не о жизни человеческой вообще, но о жизни человек некоторых. А именно, суетна есть жизнь того, который оную в суете, то есть в одних забавах с потерею душевного совершенства и с упущением своея должности препровождает. Горестна есть жизнь того, который, не зная или потеряв вкус сладости добродетели, думает оную найти во услаждении страстей. Окаянна есть жизнь того, который пороками и беззакониями оную бесчестия, делает еще ее путем, ведущим к вечному несчастию. Подлинно таковых людей жизнь есть суетна и несчастлива; и весма оную окаевать надлежит, дабы их чрез то вывесть из опасного расслабления и крайнего нерадения о добродетели и о благих будущих.