Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Судьба

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Судьба

Да возрадуются дщери Иудейские судеб ради Твоих, Господи! Пс.47:12.

В мире бывают различные приключения.  В числе сих сретаются те, которых мы причине, отчего бывают, не узнаем, и на которые взирая, приходим во удивление и изумление. Таковые приключения мы обыкли называть судьбою или роком, да называем так, по разуму Христианскому, а не языческому. Под именем судьбы не разумеем мы такое приключение, которое вышло по некоторому вечному определению, кое никакая сила, ни Божеская отвратить не могла и не может: сего Христианское Богословие не приемлет. Ибо мы от власти Всемогущего все зависящим почитаем, и было бы сие непонятно, чтоб быть какому-нибудь закону независящему от превечного Законодателя, или бы Бог принужден был следовать некоторому уставу, которого начала изобрести невозможно. Нет! Бог наш на небеси и на земли, вся елика вocxoти, сотвори. А судьбу или рок берем мы за приключение, которого причины ни премудрейший, ни любопытнейший найти не могут, хотя у Бога есть тому причина довольнейшая и справедливейшая, которая всегда от свободной Его власти зависела и зависит, и мы бы оную усмотрели, если бы на высшую степень просвещения были возведены, или бы открыта нам была вечная судеб Его книга.

Сие предположив, о вещах Божиих надобно особливое иметь понятие, и духовного держаться разума.  Вера есть для нас святое убежище, безопасное пристанище, a неверствие или пустое любопытство есть опасное зло, которое прямо ведет к развращению. Таковые, развращающие путь Господень, всегда были и будут, нельзя быть пшенице без плевел. Всегда церковная роза терниями была окружена: подобает и ересем в нас быти, как негде слово Божие говорит. Зачем? Да искуснии явимся. Надобна тьма, чтоб лучше узнать превосходство света, злато во огне светлейшим становится. Мы от сей опасности удалены, мы - Христиане, наша вера, наша Церковь есть утверждена на камени, Христе. И потому нас никакие приключения поколебать не могут, а особливо, когда мы знаем, что другой род в мире бывающих приключений есть утешительнейшие, которые к нашему послужили или исправлению, или избавлению, или побеждению препятствий. Такие, на примере: Moисей, брошенный в воду для погубления, но вместо того воспитанный в дому царском. Иосиф от братьев изгнанный, и чрез сей случай на Престол Египетский возведенный. Впадший в разбойники, нашедый милосердого самарянина. Каженику попадшийся Филипп, самарянина случившийся разговор со Спасителем, Марии Египетской счастливый, но внезапный приход в церковь, Августину проповедь Амвросиева, и прочие подобные. Да и всяк из нас ближайшие тому примеры видел или на других, или на себе, если только со вниманием рассуждает о себе.

Иному послал Бог добрых воспитателей, другому хорошее дружество, третьему благоразумного начальника, сирот милосердого покровителя, сему чтение полезной книги, тому страх примерного других наказания, другому вкушение горестных следствий, тому в церкви падшее на сердце слово, иному несчастье, ибо счастие не редко в расслабление приводит.

Bсе сии и подобные случаи не иное что суть, как разные способы, коими промысл Божий печется о нас. A сие заставит нас должно прославлять благость Божию употреблением даров, которые способом, от нее показанным, получили мы. Верою стоиши: не высокомудрствуй, но бойся. Мир наполнен соблазнами, искупуй время, яко дние лукави суть.

Наверх