Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Страх Божий
Со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Филипп.11:12.
Человеческое первородного племя, сыне Адамов! Кровь его течет по жилам твоим, воззри ты на себя, воззри на праотца своего, те же припадки в тебе усматриваются. Бог тебе всегда является, ибо ты Израиль, ты ум, зрящий Бога. Гласом совести твоея Он беседует с тобою, ибо с совестью твоею беседует закон Его. Радуйся о таковом явлении, услаждайся сею беседою! Он есть твой отец, покров, защита, утеха, радость, жизнь, свет, дыхание и все. Помяни Бога со Пророком и возвеселися. Вниду к жертвеннику Его, к Богу, веселящему юность твою. Но ах! Со всем тем, как по всему видно, от явления Божия ты бледнеешь, смущаешься, содрогаешь, от гласа Его страшишься, убегаешь, скрываешься, идешь по следам своего грешного прародителя, и его же слова говоришь: глас слышах Тебе ходяща в раи, и убояхся, яко наг есмь, и скрыхся.
Да и причина такового твоего смущения и страха есть та же. Наг ты, преступник ты, изодрал ты божественную одежду добродетели. И как твои согрешения и беззакония суть еще гораздо большие и тяжчайшие, нежели Адамовы, то ты еще и больше страшишься, больше скрываешься. Насильствуешь ты иногда уже и самую совесть свою, ложно иногда себя уверяешь, что аки бы тебе боятся нечего и не для чего, что Бог аки бы о нас мало думает, и не стоит Его величества, дабы Ему о столь малом червячке помышлять, не узрит, ниже уразуметь Бог Иаковль. Однако со всем тем сквозь сию суетных твоих мыслей тучу луча правосудия Божия проницает, приводит тебя в страхе и ужасе, и ты ищешь сокрыться от Него. Да и как не бояться и не сокрываться? Бог наш есть огнь поядаяй, от лица Его тают горы, меркнут светила, ужасается тварь, трепещет ад.
Что ты видиши? был глас Господень ко Пророку Захарии. Вижду, отвечал он, серп летящ, в долготу лактей двадесяти, в широту десяти лактей. Серп сей, peче Господь Вседержитель, внидет в дом кленущегося именем Моими во лжу, и вселится посреде дому его, скончает его, и древа его, и камение его. Страшное прещение!
Но, о сколь уже человек несчастлив, когда к доброму склоняется не другим средством, как страхом! Cие доказывает развратность сердца? Когда оно не красотою и пользою добра уловляется, но страхом последующего наказания. Cие свойство есть зверя, который для того нас не терзает, понеже узами связан. Почто человеку не располагать себя так, чтоб и без клятвы ему поверить могли? Почто для того быть добродетельным, понеже иначе накажут? Почто отягощать свое состояние страхом и всегдашним чаянием наказания?
Всегда ли бояться, всегда ли укрываться? Ах, нет! Сей страх есть мучительная казнь, а укрывательство есть самая погибель. Послушай Евангельского гласа, и ободри себя. Оно тебе говорит не бойся, дщи Сионя! Страх о Адамов был знаком его малого на милосердие Божие надеяния, а укрывательство не допускало врача ко уврачеванию его. Не бойся дщи Сионя! не страшися, христианская душа! Не скрывайся, но припади со слезами, признай свою винность, раскайся в преступлении! Не бойся, не для того, чтоб тебе не надлежало бояться, взирая на себя; но для того, что Царь твой грядет к тебе кроток. Оно идет ко тебе не с судом, но с милостью, пришел не судити, но спасти. Взял на себя грехи твои, раны и болезни твои на себе понес, да тебе возвратит здравие, смирил себя, да тебя вознесет. Преклонил небеса и землю, да тебя падшего подымет и на небеса возведет. Сам стал за тебя жертвою, чашу крови своея подносить тебе в завет вечный; пей из оныя, и сим питием оживотворяй умерщвленные силы свои. Так чего же гнев боятся? Не бойся, дщи Сионя! Боязнию своею не унизи сего таинственного к тебе снисхождения, и не отврати Его ко тебе шествия. А паче на вход Его покаянием отверзи двери сердца своего, и при самом Его к тебе вшествии, воскликни со радостью: благословен грядый во имя Гocподне!