В доме Симона прокаженного
Великая Среда (икона) Прп. Никиты (икона) исп., игумена...undefined >>

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Страдание правды ради

Ныне радуюся во страданиих моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей. Колосс.1:24.

Евангелие блаженными почитает алчущих, жаждущих, плачущих, поношаемых, гонимых, даже и умерщвляемых, яко овцы заколения, да еще велит им в таком состоянии не унывать и скорбеть, но радоваться и веселиться. Известно, сколько учение таковое есть не по вкусу мира: он таковых не блаженными, но несчастливцами обыкновенно называет и почитает. Да, кажется, то и с естественными каждого чувствованиями сходно. Сколько кого в сем Евангельском учении ни уверяй, но когда он противное тому сам в себе чувствует, все ему кажется сомнительно, а потому и в душе о его мало то действует.

Так чем же его уверить можно? Опытом.

Представьте себе Павла, не больше славна Апостольством, как и мучительством. Он восстал противу всей вселенной, чтоб заблуждение из нее изгнать. Восстала вся вселенная противу его, не только чтоб защитить нечестие свое, но чтоб и его самого преклонить к уверению. Павлова сила во всем своем возблистала действии. Вязали, подлинно, его тело, но он мучителей своих вязал дух; терзали его плоть, но оно на мучение осуждало их совести. Могли они хвалится, что заключили его в темницу и лишили внешней свободности; но не могли хвалиться тем, что его преодолели, ибо дух его остался свободен, душа ничем невредима, язык не преставал провозглашать. Оружия воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем, помышления низлагающе, и всяко возношение взимающееся на разум Божий. Таковы были все святые, благочестием и истиною укрепленные.

По сему-то победа мучеников приобрела им вечную славу, произносимую устами великого подвигоположника Бога. Сретили их не на земли, но на небеси все Ангельские чины: возложили на их главы венцы неувядающие. Рукоплескать всех праведных духов, с коими они приняты, раздалося по всему пространству небесному. Сам вышний света Самодержец простертыми принял их объятиями, признало их мужество, признало их к Себе любовь, и соединило их на веки с Собою. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.

Знать при сем надобно, что когда Евангелие почитает блаженными алчущих, плачущих, гонимых и прочая; cие не должно разуметь просто без всякого ограничивания, ибо просто алкать, плакать, гониму быть, суть слабости и недостатки естественные. А блаженны то, кои алчут и жаждут правды ради, кои плачут о грехах, кои поносимыи гонимы за истину.

Таковые действия уже весьма честны и похвальны, яко основаны на истинном благоразумии. Ибо кто порицать будет земледельца, что он терпит зной, обливается потом и истощевает свои силы, чтоб снискать себе и семейству своему пропитание? Кто не похвалит воина, жертвующего своею жизнью за благосостояние отечества? Так по сему как не блажен и тот, который, алча и жаждая, хранить строгое воздержание, чтоб укротить волнение плоти и у страстей отнять питание? Как не блажен тот, который слезами покаяния тщится омыть нечистоты греховные? Как не блажен тот, который лучше желает претерпеть всякого рода поношения и гонения, нежели быть предателем святые истины? Кто таковое спасительное учение опровергнуть может? Разве тот, который бы смел подумать, что нет нужды ни страсти удерживать, ни грехи очищать, ни защищать истину.

Ты умерщвляешь страсти, чтоб не плоть и кровь, но благодать Божия тобою управляла – подвиг великий и трудный! Но и сколь же славно стать над своими страстями победителем? Ты добровольную нищету избираешь, дабы оставить при себе сию великую славу, что ты всего себя истощил в пользу и облегчение страждущего человечества. Ты терпишь поношения, ты терпишь гонения без малодушия, без роптания, единственно для того, что веруешь, яко все то без воли Вышнего твоего Отца быть не может, и что терпением Он искушает и чистит рабов своих. Какая похвала с сею сравнитьься может? Ты не отрицаешься и страданий, и мучений, и самые смерти за правду, за веру, за имя Христово. Противу сего столь страшного ополчения выступить небоязненно, охотно, радостно, какая слава, какая похвала!

По сему-то не слышим ли мы, не видим ли многих, которые, быв или в скорбях, или в нуждах, или в гонениях, или в болезнях, прибегают к сему священному якорю, говоря: Бог видит наши скорби, наши воздыхания; когда-либо от сих сует успокоит нас. Милостив Он: наше посильное терпение наградить не оставит. Здесь мы страждем по неиспытанным Его судьбам, но веруем, яко в будущем веке благоволит нас успокоить и обрадовать. Сие-то было причиною, что святые мужи радовалися во страданиях своих. Для чего? Для того, что, по их же словам, легкость печали нашея тяготу вечные славы соделовает нам. Дерзни истребить сию веру, отыми сию надежду: тотчас человека, особливо добродетельного, опровергнешь в уныние или в отчаяние.

Наверх