Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Спасение
Сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение. Рим.10:10.
Когда уже довольно известно, что мы, когда ни сами чрез себя, ниже чрез какую простую тварь спастися не можем, но уже чрез другого ходатайство спасение получать должны, то есть чрез совершенное удовлетворение и бесконечной цены заслугу Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, то приходит спросить: всем ли людям, которые во Адаме погибли, спасение чрез Христа, возвращается, или некоторым? То есть, все ли избавляются чрез Христа, или некоторые? Отвечаю: всем спасение от Бога чрез Христа возвращается, то есть, Бог со своей стороны, Христа за весь род человеческий дал, во-первых, потому, что вси, как Павел говорит, согрешиша, и лишени суть славы Божией, и вси уклонишася вкупе непотребни быша, несть до единого, то и за всех Христу предану быть надлежало, а когда за некоторых, то может для того, что они бы то заслужили, но заслуга наша совсем в нашем избавлении места не имеет. Второе, для того, что того ж требует заслуг Христовых бесконечность. А когда бы не все чрез Христа спастися могли, то для того бы, может, что заслуга Христова не для всех бы довольна была, но сие не правда, как весьма видно из Евр.5:9, или может для того, что Бог за некоторых бы только Христу умереть хотел, но и сие не основательно: Бог хощет всем спастися. Да к тому ж, третье, точно Св. Писание объявляет, что Бог Христа за всех предал и Христос за всех умер: Ин. 2:2; 2Кор. 5:14–15; 1Тим. 2:6, читай Павлова послания; а только не все спасаются чрез Христа, но погибают многие без Христа. Исаии 58; 1Тим.10:16; Еф. 4:17.
Так которые же спасаются чрез Христа? Все те, которые истинною верою Христу прилепляются, и Его благодеяния все приемлют. Сие для того во-первых, что Бог никого насильно спасти не хочет, а когда бы Бог восхотел и тем спастися, которые благодеяний Его, Христом предложенных, не принимают, то принужден бы был насильно спасать. Во-вторых потому, что Бог с таким договором Сына своего за нас дал, чтоб только те чрез Него спаслися, которые бы Его верою сердечною приняли. Ин. 1:12. Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его; и гл. 3:16. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный. Скажешь: так бы человеческой грех победил Христову благость, понеже чрез грех Адамов все погибли, а чрез благость Христову не все бы спаслися? Отвечаю: благодать превышает грех по удовлетворению, а не по спасению, то есть тем, что всех людей, во Адаме погибших, с своей стороны может спасти, а что не все спасаются, то делается не от недостатку благодати Христовой, но по неверствию окамененных сердец, которые Христа не хотят за своего признать Ходатая, и Его заслуги верою не объемлют.
Внимай сему ты, хритианин, заветом благодати с Богом твоим соединенный! Храни залог, не нарушив твоего с Ним усыновления. Будучи куплен неоцененною кровию великого Ходатая в свободность Евангельскую, не буди раб страстей. Премудрости духовной послушает ухо твое, и приложи сердце твое к разуму. Аще бо приидет премудрость в твою мысль, просвещение же твоей души добро быти возмнитися, совет добр сохранится, помышление же праведное соблюдет тя. Буди, уповая всем сердцем на Бога, о твоей же премудрости не возносися, яко Господь дает мудрость, и от лица Его познание и разум. Ходи мирно во всех путех твоих, и нога твоя не поткнется. Руководствуем бо добродетельно, аще сядеши, безбоязнен будеши, аще же поспиши, сладко поспиши, и будеши возлюблен Богом и человеки.