Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Союз Церкви с обществом

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Союз Церкви с обществом

Воздадите убо Кесарева Кесареви и Божия Богови. Мф.22:21.

Церковь и общество столь между собою суть соединены, что одно от другого разделяется не существом, но отношением. Общество гражданское есть собрание людей, едиными законами и единым образом правления соединенное, но то же самое общество, поскольку соединено и хранением единого образа Богопочитания, и едиными и томи же связано священными обрядами, есть Церковь. Гражданин есть член того общества, но тот же самый гражданин, поскольку есть верным держимого обществом Евангельского Богопочтения хранителем, есть и именуется Христианин. Одно без другого быть не может, не может быть общество, не утвержденное на основании Богопочтения, не может быть гражданин, чтоб не был вместе верным хранителем дражайшего залога благочестия, не могут общественные дела иметь своей силы и действия, не будучи подкрепляемы тем законом, который обязывает совести и подвергает во всех делах отчет дать не человеку токмо, но и Богу, испытующему сердца и утробы.

А из сего видеть всяк ясно может, что вера сколь вяжет человека с Богом, столь не меньше людей между собою. Сколь приятно есть видеть своего согражданина, сколь приятно есть видеть своего домашнего, сколь любезен нам связанный с нами союзом средства, столь приятен и мил, связанный с нами единым священным о веры союзом. Видеть те же священные Богослужения обряды, видеть те же жертвенники, видеть те же священнодействия, видеть то же празднования, не знаю, может ли что быть вожделеннее, может ли что быть действительное, дабы соединиться со таковыми духом и любовью? Они тотчас представляются быть аки домашние, аки сродственники, аки свои. Обращаясь с таковыми, и в отдалении от своих место, не кажется быть в отдалении, но в своем любезном доме, во своем драгом отечестве, во окружении родных своих. Согласие во важнейшем Богопочитания пункте столь людей соединяет, что прочия общежительственныя во обращении одних с другими несходства не сильны оной союз нарушать. А из сего естественно раждается, взаимное доброжелательство и усердие, а в нужных случаях и взаимное спомоществование.

Вера и закон правительства столь между собою суть соединены, что одно без другого быть не может, и, следовательно, одно другому спомоществует. И потому како упражнение во одних действиях веры со оставлением исполнения обязательств гражданских быть не должно, так и исполнение одних гражданских обязательств с пренебрежением или оставлением действий веры есть недостаточно и опасно. Ибо в первом случае не был бы истинный плод веры, но лицемерие, а во втором было бы действие, по-видимому, удовлетворительное, но твердого основания не имеющее, а потому и ненадежное, яко только к одним случайным обстоятельствам принаравливающее.

Таковая мысль сама собою есть всякому ясна и основательна, но не том ли должна быть для нас любезнее святость веры, когда она сама сию мысль нашу утверждает, и как бы, отрицаясь своих преимуществ, прямо открывается, что недовольна она, когда кто единственно к действиям ее себя привязывая, оставляет гражданина обязательство? Что бо, значат оные Спасителя нашего слова: воздадите убо яже кесарева, кесареви, и яже Божия, Богови? Что значат сии Евангельские слова? Не прямо ли христианина с гражданином совокупляют нераздельно? И не ясно ли утверждают, что жертва, возносимая Богу, тогда Ему есть приятна, когда возжена она усердием и повиновением к особам, представляющим на земли образ Его? Так как и сим лицам воздаемое повиновение не может не быть сомнительно, если бы мысль не возносилась благочестием к той Верховной власти, от которой они на земли поставлены. Воздадите убо яже кесареви, кесаревы, и яже Божия, Богови.

Но почто бы нужно было сим двум великими должностям всегда быть совокупленным? Почто? За том, что их и предмет есть един, и конец един. Предмет - честность совести; конец - благополучие и временное, и вечное.

Наверх