Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Слепота душевная
Иди в купель Силоамлю и умыйся; шед же и умывся, прозрех. Ин.9:11.
Христианин, когда ты входиши в священную купель, отверзаются тогда тебе небеса, Дух Святый тебя осеняет, и глас Отца небесного тебя себе усыновляет. Вот почему крещение есть таинство, что под видимым погружения обрядом столь великая благодать для тебя сокрывается.
Но почему, скажешь ты, могу я о сем уверится, когда того очами своими не вижу? О вопрос, младенческого неразумия достойный! Да разве только то истина, что мы очами своими видим? Не видал ты никогда своими очами града Иерусалима, но никак не можешь столь нерассудно сказать, чтобы его на свете не было. Очи разума нашего более и яснее видят, нежели глаза телесные. Все истины, каковым мы в науках и художествах научаемся, сими очами видимы быть не могут, однако мы еще тверже обо них уверены, нежели о тех вещах, которые глазами телесными видим, ибо смотрим на них очами разума, которые более и яснее видят, нежели глаза телесные, а еще совершеннее и светлее видят очи веры. Они-то созерцают, что сокровенно есть от очес телесных и от очес разума. Ибо очи телесные просвещает свет солнечный, очи разума просвещает рассуждение и наука, а очи веры просвещает сам Бог, солнце предвечное и незаходимое.
Правда, нет труднее, как открыть очи, глубокою слепотою помраченные, сие есть не меньшее чудо, как прозрети слепорожденному. Кто, при помощи благодати Божия, увидел свое несчастье, тот от глyбoкой слепоты прозрел. Сей есть первый, надежный путь ко спасению, ибо, увидев грех и порок в прямом его виде, нельзя не прийти в страх и ужас. Подобно, как бы кто спал крепким и приятным сном, но, нечаянно пробудившись, увидел бы, что он висит уже на самом конце бездонной пропасти. Счастлив тот, которого таковым образом осветит благодать Божия, но горе пребывающему в слепоте своей! Ибо он, не усматривая несчастия своего, в сем находится заблуждении, что аки бы он был блаженнейшим в свете, а потому не остается для него надежды обновления.
Но не довольно усмотреть свой грех и несчастье; надобно, чтоб ты при сем тотчас узрел добродетель, святость и блаженство праведных. Когда слепой прозирает, не для того одного восхищается он радостно, что избавился от слепоты, но наипаче, что вдруг узрит разные прекрасные вещи, яко-то: солнце, звезды, преукрашенную разными цветами землю и благолепие лиц человеческих. Ибо если бы прозревшему вдруг представлено было одно адское страшилище, то может быть он на сей час и не был бы рад, что и прозреть получило. Так и грешнику не довольно избавится от слепоты греховные, но надобно тотчас узреть ту предивную красоту, коею блистает добродетель, и ту величайшую славу, которою увенчавается праведный муж. Когда с одной стороны усмотрит он пребезобразный вид порока, с другой, прекрасное лице непорочности; с одной стороны горестное несчастие грешника, с другой сладчайшее состояние праведного: нельзя, чтоб он в сем случае совсем не отверг от себя порока, и всем сердцем не прилипился бы к правде и святыни.
Мучительно, подлинно, не видеть света и не знать, каков есть вид человека, солнца, неба и земли, древ, цветов и прочая. В таком случае страждет любопытство человеческое, ибо крайне все то узреть желается. Но мало, или ничего таковая слепота не препятствует истинному благополучию человеческому. Ибо и с нею может иметь человек просвещенный разум, доброе сердце, веру и любовь к Богу, быть соучастником всех Божеских благодеяний на земли и наследником вечных благ на небеси.
Но душевная сложила есть попремногу бедственна, и таковый слепец есть прямо несчастливо. Как его не рассуждать, в гражданство ли, во Церкви ли, на земли или на небеси, нигде он полезными, нигде он счастливым почесться не может. В гражданстве ли? Человек, не имеющий просвещения и надлежащего разума, не может быть ни добрым земледельцем, ни искусным художником, ни порядочным купцом, ни справедливым судиею, ни мужественным воином, кольми паче учительным пастырем. В Церкви ли? Человек, пораженный душевною слепотою, не имеет надлежащего понятия о Боге, о истине и законе Его, о таинствах Его, о конце своего создания, или искупления, о будущей надежде; не разумеет прямо ни самого себя, ни ближнего, не может он промыслить что-либо доброе о себе, кольми паче о других. А потому он несчастлив на земли, поскольку есть в тягость одну и себе и другим: недостоин и небеси.
Сия сердца слепота есть развратность души и бессовестие. Видит развратный человек, что есть истина, но против у оной вооружается; видит он, что есть правда, но оную нагло нарушает. Таковые, по пророку, сладкое называют горьким, и горькое сладким, и горе таковым! По его же словам. Таковый несчастливый слепец как идет противу своея совести, то потому уже прежде Божьего суда самоосужден, есть.