Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Сила Духа Божия
Достоин еси, Господи прияти славу, и чeсть и силу. Апок.4:11.
Когда был созидаем миp, тогда, по свидетельству Писания, Дyx Божий ношашеся, верху воды. Сие толкуют святые учители, что Дух Божий вливал во все твари некую животворную силу, подобно как птицы, насиживая яйца, испускают из себя некую силу животворную, от которой птенцы зачинаются и оживотворяются.
И поистине, когда глас Божий провозглашал: да произрастит земля траву, древа и прочее, да произведет вода рыбы, и птицы, и прочее; да произведет – и земля, и вода в тот самый час повеленное производили, конечно, для того, что уже Дух Божий силою своею таинственною утробы их уплодотворил и оживотворил. Да и что даже до ныне, при наступлении весны, паки все оживотворяется, я каждая тварь подобное себе производит? Конечно, для того, что сила Духа Божия, которая при создании в каждую тварь была влиянна, и доселе во оных пребывает без всякой перемены.
Сия истина есть нами видима, и почти осязаема. Последний цветок в корени своем, в стебле, в жилах, в расположении в питании, в мере и в красоте так устроен, что сколько бы человек премудр не был, не только того произвести, но довольно и понять не может то, как же бы земля, сама собою неодушевленная, ни понятия, ни разума не имеющая, могла то произвести, ежели бы она не исполнена была Духа Божия силою, которая таинственным и премудрым образом все то во ней производит?
А из всего того вы можете заключить со мною, первое, что надобно всегда с благим намерением призывать Духа Божия, чтоб нас к добру расположил и во оном утвердило. Второе, побуждения к добру Духа Божия надобно не опущать, но восхищать оные со радостью и обращать в свою пользу. Третье, всякое высокоумие и излишнее на свои силы надеяние отвергать, а признавать себя без Его содействия крайне недостаточным к творению благих дел. Четвертое, по сему распознавать неверного от христианина. Язычник ежели и творит добрые дела, не могут они почитаться совершенными, ибо происходят от побуждений слабого человеческого сердца, то есть, или от самолюбия, или от корыстолюбия, или от лицемерия, или от славолюбия или от пристрастия к выгодам мирским, ни мало оные не относя ни к Богу, ни к вечности, ни к спасению своея души. Но истинного христианина дела суть чисты и совершенны, поскольку происходят от побуждений Духа Божия, и относятся к благоустройству душевному и к вечности. Пятое, как все наши дела суть плод Духа Святого, а не наши, то потому и не можем мы требовать за оные должной награды, а все препоручаем благости Его, и от нея же ожидаем несравненно большего, нежели сколько мы заслужили. Шестое, как благие дела суть от Духа Божия, так злые дела суть дела диаволи. Вы отца вашего диавола есть, сказал Спаситель ожесточенным беззаконникам, и дела его творите. И потому мы в Крещении отрицаемся диавола и всех дел его.
Все сказанное вообразив и углубив в мысли и в сердце, призовем Духа Святого всею нашей верою, да наставит нас на всякую истину; да сердце чисто созиждет в нас, и дух прав да обновится во утробе нашей.