Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Рождение плотское и духовное

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Рождение плотское и духовное

Рожденное от плоти, плоть есть: а рожденное от духа, дух есть. Ин.3:6.

Плотского и духовного рождения начало есть един Бог, ибо и состав тела нашего Его премудрою рукою созидается, и душа от Него же изливается, но свойства и плоды суть различные.

В плотском рождении мы из небытия приходим в бытие и, быв ничто, приемлем существо, и приходим в союз прочих тварей. В духовном рождении также мы из небытия приходим в бытие, и в сем заключается таинство. Ибо человек, коего разум потемнен, сердце развращенно, человек, который совсем себя удалил от правил вечного закона, есть как бы не человек, есть как бы ничто пред Богом, пред очами Божиими. Почему, когда приемлет человек в разуме свет, во сердце святости, когда поставлен он на пути правды и истины, тогда прямо становится человек, тогда в нем воссиявает Божий образ, и приемлет вид достойного рук Божиих создания. В сие состояние входим мы чрез духовное рождение. И потому слово Божие крещение наше называет банею пакибытия.

И так одно рождение есть плотское, а, другое духовное. Одно бывает по телу, а другое по душе: одно от соединения мужа с женою, а другое от соединения Духа Божия с духом нашим. В одном рождается тело целое, но душа заражена грехом, в беззакониях зачат сем, и во грехе роди мя мати моя; в другом душа выходит чиста и непорочна. В одном выходим мы на свет сей, но свет благодати Божия помрачен для вас, а во втором осиявает нас свет лица Божия, да и самый свет сей открывается для нас в большем сиянии и славе. В первом мы родимся для земли, во втором для небеси. В первом родившие нас такие же тленные и слабые, каковы и мы, во втором родитель наш есть Бог нетленный и бессмертный. Аз буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. Вот каковое есть различие между рождением плотским и между рождением духовным чрез крещение!

В плотском рождении дети получают право наследия, и отец естественною к ним располагается любовью. Но как отеческую любовь заслуживает детей добродетель, так напротив развратные и от отеческих правил совсем уклонившееся теряют право наследия своего. И в духовном рождении Отец всех тварей во усыновление присвояет нас Себе, и благодать Его дарует нам наследие вечных благ. Неси уже, приветствует Апостол истинных Христиан, неси уже раб, но сын. И таковое усыновление хранящий в непорочности совести своея могут со дерзновением Богу взывать: Авва Отче! То есть, благодетелю Господи! Я в Тебе нахожу не Судно, строгостью правосудия меня устрашающего, не Владыку всех тварей, величеством своим меня, последнейшую тварь, яко в ничто обращающего, но нахожу в Тебе любезнейшего, сердобольнейшего и нежнейшего Отца, и потому гласом уст и моего сердца без всякого страха свободно взываю Тебе: Авва, Отче! Но напротив, которые так живут, как бы они не чувствовали ни гласа благодати как бы они не видели ни света истины, как бы они никаковою закона святостью не были обязаны, те теряют и преимущество усыновления и право наследия, и недостойными становятся любви того, которой любящие Его любить; и потому они всегда в страхе, чтоб не поразило их оное изречение: не вем вас!

В плотском рождении, сколько бы мы ни питали тело свое, сколько бы ни берегли оное: но всегда клонится оно к тлению, и всех частей разрушением должна пасть храмина наша. Рожденное от плоти, плоть есть. Но в духовном рождении все есть ненарушаемо, все нетленно, все бессмертно. Возженный духовным рождением свет не погасает никогда, ибо он часть света присносущного. На сем-то основании и в сей жизни тело и порабощенно и изнеможенно и терзаемо быть может; ибо существу его свойственно есть разрушение. Но дух непорочный, чистый, святый есть всегда свободен, тверд, неприкосновен, ибо в нем есть семя бессмертия.

Наверх