Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Роскошь

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Роскошь

Душе имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий веселисля. Лк.12:19.

В счастии человек бывает поползновен к роскоши. Окружен отвсюду изобилием, не полагает пределов своим прихотям. Дух чрез то изнеживается, и приводит к праздности и лености, а сие к гулянию и мотовству, а чрез то к забвению Бога и добродетели. Александр, прозванный Великим, был добродотелен, доколе был еще в некоторой боязни, чтоб как не поколебалось его счастье, но когда победами и успехами своих предприятий превознесся, отдался в роскошь, пиянство, и велел себя почитать Богом, и тем помрачил славу своих благородных склонностей и побед. Да и слово Бoжиe то же утверждает. Седоша, говорит, людие ясти и пити, и восташа играти, то есть, когда Израильтяне всяким изoбилиeм до пресыщения были удовольствованы, тогда впали в роскошь, а в роскоши изобрели суетное мудрование, вылили тельца, и начали ему, яко Богу, покланяться. И для того о них же обличительно Пророк воспел: Израиль уты, утолсте, разшире и забы Бога, спасающего его.

Некоторые непрестанно собирают богатство, а не имеют ничего. Разумею я скупых, скупых, говорю, которые имения своего не владетели, но бедные приставники. Они богатство собирают, чтоб больше собирать. Сей идол у них есть неприкосновенный, которому они жертвуют всею своею жизнью. Такие люди кому смешны, а мне жалки кажутся. Трудятся, потеют, суетятся, в день беспокоятся, ночь всю свои кладовые осматривают, а совсем тем ходят в раздранных рубищах, живут по – Ангельски, почти ничего не ядято, ни пьют, жена не одета, сын брошен без воспитания, от приятелей бегают, сродников чуждаются, и весь свет мотовством порицают. В одежде срамны, в обхождениях задумчивы, и от непрестанного мыслей напряжения бескровны. А кто себе зол, кому добр будет, написал Сирах? Сии-то подобны оному баснословному Танталу, который стоял в воде по горло, а напиться не мог. Кажется, не должно им за сей порок другого ожидать наказания, кроме собственного своего мучения.

Но время вид свой переменяет. Как стали люди просвещеннее и учтивость знающие, скупости пороком гнушаться начали. Но как говорят, из огня в воду: многие вместо скупости обожили блистательную роскошь, или простее сказать, мотовство. Изрядная добродотель! Не знаю, что из них одно другому предпочесть. Скупость своего рачителя беспокоит, роскошь влечёт за собою целый полк болезней. Скупость своими трудами не пользуется, роскошь чужие труды пожирает. Та отягощает или стесняет о человеческое сердце, сия расслабляет все душевные силы. Скупость вредит тому, коме она владеет, а роскошь не редко целые государства разоряет. И по тому роскоши поветрие едва ли не смертоноснее. Ибо не так удобно скупость, как роскошь яд свой сообщает.

Роскошь вводит ежедневные увеселения и гуляния: вводит росточительные и непомерные доходы на одну суету и расслабление тела и духа, вводит сладострастия, погубляет чистоту и целомудрие, вводит любодеяния и прелюбодяния, а отсюду семейственные несогласия, раздоры и несчастливые разводы. Роскошь вводит праздность, и драгого времени, употребление на одно суеты, на осмеяния других, на сплетение козней противу ближнего, или на изобретение бесчестных способов, как истощившися от беспутства, беспутно же себя и поправить.

Но да не возглаголют более уста моя деле человеческих. Я о чем и помянул, не для того , чтоб о кого опозорствовать, но чтоб представити себе болезни наши, и возбудить каждого к покаянию.

Наверх