Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Раскол

Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Раскол

Должни есмы мы сильнее, немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию. Рим. 15:1, 2.

Церковь не есть просто какое-либо общество, но общество правоверующих, то есть, которые свое богослужение утверждают не на слабом основании человеческого умствования, но на твердом камени Божиего слова, и на просвещении, проистекшем из сего святого источника.

Почему все те, которые противным Божию слову идут путем, или заражены несчастливою раскола болезнию, во блаженном Церкве обществе участия иметь не могут. Всяк сад, по словам Евангельским, его же не насади Отец небесный, искоренится.

Но таковой печальной пример мы всегда пред очами своими видим. Сии немощные наши члены, сии болезнию раскола недугующие в том с нами раздираются, что всяк просвещенный не почтет, чтоб стоило оно какого-либо уважения. Почему если бы невежество их не помрачало, а упрямство не представляло бы мудрованием таковое невежество, то и не было бы сей тяжкой раны, или удобно бы она излечиться могла. Но ныне, по несчастью времен, сия лютая для Церкви, да и едва ли и не для общества, язва свирепеет и лечительные руки не приемлет.

И сколь тяжка сия для Церкви рана, знает тот, кто понимает цену души погибающие. Будучи помрачены невежеством, или ожесточены упрямством, ищут веры по углам, поставляют оную в одних наружностях, и не понимают бедные, что царствие Божие, по Апостольскому словеси, есть правда и мир. Соблажняет ли их, как они говорят, наше житие, но и они из числа слабостям подверженных людей не исключены, Церковь же всегда есть свята и непорочна, и ничьими грехами она не омрачается. По учению слова Божия, хотя бы совершающий тайны и недостоин был, но оные сам Бог совершает невидимо: для недостоинства одного не презирает Бог веры и добродетели другого. Источник благодати по златому ли течет, или деревянному каналу, но всегда чист протекает. И так не остается ничего таковым ко извинению, аще на путь истинный не обратятся.

А чтоб на путь истинный возвести, все мы по данному от Христа дарованию потщимся друг друга научат, и на путь истинный возводит, не минуя ни времени, ни случая, ни на что другое не смотря, как только на спасение брата. Имеем мы немощную братию, заблуждающих раскольников, от великой своей простоты в вере недомогающих, так, взирая на начальника веры, Христа, попечемся об них, как о братиях немощных, покажем им истину, представим нездравые их рассуждения. А когда представляем, то не надобно смяться недостаткам их сведения; кто бо выключен от греха? Но научая с братним сожалением, с Христианским усердием, с кротким Христовым духом, а не с грозами, не с презрением, не с руганием, ибо таким образом никогда не должно надяться их исправления. Ежели не примут нас, и на наши слова свои заткнут уши, (чего не надеюсь) так потерпим, как и Христос, многажды, а между тем с усердием помолимся Спасителю нашему, да просветит их мысль и уврачует немощь. Таким образом ежели всегда с ними будем поступать, то не можно сумневаться, то должны надеяться, что сии мертвецы чрез оживляющего Христа воскреснут, и с нами вместе прославят Бога.

Но как мы еще очень часто чрез нездравые споры рассекаем любовь, и теряем духа благодать, а по тому первее надобно вам блюстися, чтоб вы только таких о держались разговоров, которые бы служили ко утверждению оной. Спросят иные, какое Богу первое имя, четвероконечной ли, или осмиконечной держат крест, двоеперстным ли, или троеперстным сложением изображать крест, на севере или на полудне в церкви ходить, на коленах, или стоя молиться, на пяти или на седьми служить просфорах? О сих, говорю, вопросах до неба мы поднимаем крики, и сердцами от злобы разрываемся. Но не лучше ли бы стараться, чтоб угодить Богу и опасаться, чтоб такими несогласиями Духа Святого не изгнать? Что, ежели я Бога исповедую, чрез моего Искупителя от Него неоставлен быть надеюся, и благодатно Его, сколько могу, столько добро творю, то повредит ли мне тот, по мнению раскольников, неистинный троеперстный крест? Или, что из того вреда, ежели я, на коленах стоя, имею горе возносящееся сердце, а прямо стоя, имею накривленную душу? Опять, для тебя надобно седмь просфор, да что сие седмочисленное число тебе спасения принесено, ежели ты не с чистою совестью к священной приступаешь трапезе, и тела Христова недостойно причащаешься? Не лучше ли бы тебе, Церкви послушавши, пять принять, нежели седмь держа, от Церкви отдираться, которым раздором сечется любовь, уходит благодать, наступает злоба, с которою вечно погибнешь ты? Не скрывает от тебя Церковь ни Бога, которой хочет всякому спастися, ни Христа, в котором наше спасет состоит, ни смерть Его, чрез которую пред Богом дерзновенны мы, ни сердца твоего, которым ты тайно можешь служить Богу, и любить искренно брата твоего. Сие Церкве приказание чисто есть Чистым, а тем нечисто, которых осквернился и ум, и совесть. Да пекутся, пишет Павел к Титу, веровавшии Богу прилежати к добрым делам, сия бо суть полезна человеком добра. Безумных же споров, и родословий, и прений, и сваров отступай: суть бо неполезны и суетны. Как не суетны, когда тем лишаемся любви, а вместе и Духа Святого и спасения? Должно такими беседами друг друга утешать, которые не только бы не были не полезны, но еще бы и Духа Святого благодать призывали.

О вы несчастливые и по немощи человеческой заблуждаюшие люди! Почто вас я здесь во храме Божием не вижу? Приидите, восплачитеся пред Господем, сотворшим вас, приидите, соберитеся с церковью святых и пред престолом Царя небесного прославить вкупе с нами едиными усты и единым сердцем Его благословенное имя. Почто чуждается матери, родившие вас, и чадолюбивых объятий ее убегаете? Се глаголет вам Дух Святый: не ожесточите сердец ваших.

Наверх