Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Радость чистейшая
Радуйтеся всегда о Господе и паки реку, радуйтеся. Флп. 4:4.
Свойственно человеку желать быть всегда радостным: ибо создан он не на смущение и печаль, но на удовольствие и радость. Слово Божие говорить, что сам Бог, при создании человека, веселился, увидев прекрасное рук своих произведение. В начале был он таков; не инаковым быть ему надлежало и в последовании до самого конца по намерению Создателеву. Даровал Он ему тело самое стройное, органы чувство способнейшие, мысль проницательную, сердце к добру расположенное и наклонное. Оный рай, который был прекраснейшим на земли местом, был назначен для него жилищем, где он ничего не мог находить, кроме удовольствия и утех. Положим, что оно тело свое, чувства свои, мысль свою, сердце свое всегда в том хранил бы расположении, в каком создан, и как на то была воля Создателева. Положив сие, никогда бы не вышло для него иное, как состояние всегдашнего удовольствия и радости. А по тому прямая для человека радость не может произойти, как токмо из точного даров телесных и душевных по намерению Божию употребления.
До сего счастья человек уже более желать, нежели получить может. Не стану я теперь оплакивать тот горестный случай, коим лишился человек сего великого совершенства, и пала красота со главы нашей. Мы уже из повседневного печального опыта усматриваем, что тело наше болезнями расстраивается, чувства воюют противу разума, мысль смутна и помраченна, сердце стремлению страстей, яко насильственно, следует. В сем будучи теперь состоянии, можем ли уже когда прямую иметь радость? Признать надобно, что оной достигнуть не можем, какую человек имел в состоянии невинности своей.
Однако Божие человеколюбие есть не-истощаемо. Ныне наше все истинное удовольствие зависит, при помощи Божией, от нашего подвига. По мере нашего мужества возрастает слава наша. Чем выше мы усилием своим восходим, тем паче осиявает нас ясный луч радости. Чем более охраняем мы тело свое от невоздержания и сладострастия, чем более чувства свои покоряем руководству разума, чем более стараемся мысль свою снабдить просвещением, чем более сердце свое соображаем закону Божию, тем сладчайше радости плоды услаждают нашу душу. Может ли сия радость малою почитаться?
Прийдите убо, празднолюбцы, возрадуемся Господеви, возрадуемся радостью не телесною, но духовною, не мирскою, но небесною, не наружною, но внутреннею: возрадуемся Господеви, а не человеком. Человек взирает на лице, а Бог на сердце. Человек поставляет радость во удовольствии тела и в наружных увеселениях, а Божия радость сокровенна во внутренности души, и дух услаждает. Радость человеческая не может быть, разве у людей здоровых, богатых и всем изобилующих, а духовною радостью могут наслаждаться и больные, и нищие, и бедные. Ибо больной телом, быть может здрав духом, нищий в имении, быть может богат верою и добродетелью.