Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Рабство духовное
Всяк служай греху, раб есть греха. Иоан.8:34.
Поистинне раб есть, кто пленен страстями, кто худою привычкою как оковами связан, которого склонности телесные влекут насильно, куда хотят, а разум остается связан и недействителен. И потому таковый тайны Божия понять не может, ибо его и мысль помрачена, и сердце пороками занято, и воля превращена. О злосчастное рабов таковых состояние! Так как напротив состоит вожделенно и радостно другов Божиих.
У Апостола же рабство, разумеется, когда связана воля, когда человек не то желает и не то делает, что требует Божий закон, что требует совесть, но желает и делает то, к чему склоняет страсть, к чему влечет развращение, что приятно чувствам, а разум смущает и огорчает совесть. Ничто не может быть тягостнее и мучительнее рабства сего. Ибо что за удовольствие, иметь свободные руки, но связанный разум, иметь свободный язык, но говорить развращенная, иметь свободное хождение, но ходить по стезям стропотным и погибельным? В таком состоянии человек, хотя бы он изобиловал всем, хотя бы казался повелевать многими, хотя бы власти и воли его никаких не было полагаемо пределов, но духом он связан, духом раб, и по наружности являя виде человека, по внутренности лишен главнейшего преимущества человеческого. Ибо человек не по виду прямо есть человек, но по образу Божию, впечатленному в сердце его. Когда же разум не действует, совесть усыплена, склонность к добру истреблена, а напротив, когда действует одна страсть, когда порок взял правление над умом и совестью, то, где образ Божий, где прямой вид человеческий, где естественная свободность? Погибли, а вместо того наступили мрак, расстройство, рабство и тягость.
Когда Давид страстью порабощен был, сии печальные произносил слова: несть мира в костех моих от лица грех моих, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Но когда сила благого Промысла извела его из такового состояния, в радости сердца возопил он тогда: о Господи! Аз раб Твой, аз раб Твой. Растерзал ecu узы моя, и за сие пожру Teбе жертву хвалы. Подлинно есть для чего радоваться тому, кто от сего свободен порабощения. Ибо он благое творит без всякого смущения в спокойствии духа, поскольку то делает, что и разум его представляет лучшим, что и Божий и человеческий закон предписывает, что и ему и всем полезно, чему воля без сопротивления последует, и совесть из чего чувствует удовольствие неизглпголанное.
К сей свободности ведут нас все святые книги, все праведных увещания, все добродетельных примеры. И поистине сие дело само чрез себя есть великого уважения достойное. Ибо кто лишается сей свободности, не токмо бывает раб порока, но осуждается в рабское состояние и в обществе. Понеже добродетель с заслугою возводит на степень свободности или благородства, следовательно, как добродетельный человек может быть в обществе рабом по случаю, так обесславленный пороками, заслуживает свободности лишен быть, по справедливости.
Впрочем, благодарение Промыслу, что рабское состояние не мешает быть добродетельным, следовательно, свободными и радостным по духу. Таковый муж о любезен пред лицем поработивших его, и страшен пред очами связующих его. Павел сидел никогда в темнице, во узах, но в полунощи в радости духа воспел своего Создателя, и темничного начальника ввел в свободность Евангельскую, а мучителей своих везде по вселенной вязал стыдом и мучением совести, и таким образом связанных предавал суду Божию. Так не видим ли ясно, что служитель порока есть связан на земли? Ибо чаша строгости законов ему приуготовлена: связан и на небесех, ибо гнев Божий и теснота на всяку душу человека, творящего злое. Но друг добродетели разрешен на земли, ибо почитается он от закона честным членом общества, разрешен и на небесех, ибо имя его написано есть во, граде небесном!».