Дух, или избранные мысли из душеспасительных поучений. Просвещение
Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех. Мф.5:16.
Под именем просвещения в сем свидетельстве разумеется общее справедливое понятие о тех вещах, которые в дело входят. Чтоб, на примере, справедливое о гражданине положить определение надобно прежде точное вообще о человеке и о союзе общества иметь понятие. Чтоб о каком-либо именно преступлении непогрешительное сделать положение, надобно прежде явственно знать, в чем состоит существо всех человеческих страстей. Чтоб безобманчиво узнать всякому Свою должность, необходимость требует наперед знать общие человеческие должности в рассуждении обязательств к Богу, к Себе и к ближнему. По сему и о прочем всем учит здравая философия. Ибо подлинно можно ли о чьей-либо рассуждать добродетели, не знав, что есть добродетель? Можно, ли справедливое определить наказание, не знав, почему вообще наказания нужны, и к чему они должны быть наклоняемы.
А из сего само собою выходит, сколь полезны и нужны суть знания и науки. Ибо посредством их до сего достигаем просвещения: сие есть торжество наук. В сем-то случае просвещенный науками пред непросвещенным берет преимущество, и к рассуждению о какой-либо вещи находится способнейшим. Ибо он положение свое выводит не из случайных обстоятельств, но из существа вещи, рассуждает не наудачу, но имя твердое основание, не по обыкновению, но по резону, не по примеру, смотря на других, но по внутреннему о истине уверению. Первый идет свободно и путем ему известным, другой идет путем, по которому все ходить привыкли, следовательно, может, по счастью природы, благополучно идти, но во всегдашней боязни, чтоб как не заблудить.
Однако часто случается, что, когда кто прикоснулся одного только края наук, о себе высоко мудрствует, и почитает уже себя созревшим в мудрости. Таковое просвещение, яко токмо наружное, есть несовершенное. А поскольку из оного выходят худые следствия, то по тому и вредное, и едва ли не вреднее самого невежества, не для того, чтоб оно было неполезно само чрез себя, ибо и малейший свет лучше темы, но когда оно себе присвояет выские духи, и мечтательности своей меры не ставит, тогда нельзя сказать, сколько оно есть опасно.
Нет сомнения, что просвещение есть особливый дар милосердого Божества, да и просвещенный человек достоин всякого почтения. Но когда достиг того конца, для которого учение нужно, и предлагается, то есть, чтобы исправить сердце свое, чтоб страсти свои побеждать, чтобы знать других снисходить немощам, и оные врачевать, чтоб собою дать пример добродетели и случай к прославлению Отца светов, c сим соединенное учение возносит человека от земли и творит близким Богу, а без того труд суетен и просвещение темно. Если кто учением только надымается и других презирает, если все по своим мыслям превратить хощет, если, в тонкости и в мелкости входя, проходит истину спасения, таковой есть суемудрен и достоин сожаления, что приняв сокровище Божественное, оное в пользу свою и других употребить не может. Делает честь учение, но украшенное честностью совестью непорочною и нравами похвальными. Тогда-то ты, которой вкусил сладость истины небесной, тогда ты сын Мудрости вечной, участник света несозданного, тогда ты содруг разумных духов Ангельских. Сие рассуждение служит к утешению тех, кои высокими науками непросвещены, но, впрочем, честностью нравов преукрашены. Ибо и неученый, но добродетельный человек осудит ученого пред Богом, поскольку то исполняет без учения чего учение требует.